Поучительная история одного студента: Заказал дипломный проект, а уровень плагиата в нем зашкаливает

На дипломы есть приемы

Как пишут дипломную работу студенты? Многие делают это сами, но есть среди них и те, кто старается минимизировать степень своего участия и заказывает работу на стороне. Компаний и ИП, которые оказывают эти услуги, в стране работает немало — несколько сотен. Однако помимо морального аспекта у подобного вопроса есть и чисто потребительская сторона. «Писатели» порой попросту обманывают своих заказчиков.

Mebleandrex.com.pl

Некачественное высокое качество

Один такой незадачливый студент Александр С. недавно побывал в редакции нашей газеты. Ситуация, в которой он оказался, в общем-то, повторяется из года в год. И на эти грабли наступили уже многие.

Близился к концу пятый курс, и молодой человек понял, что дипломную работу самостоятельно ему не написать, поэтому позвонил по номеру, указанному на визитке, которую ему кто-то вложил в карман куртки прямо в университетском гардеробе. «Дипломы и курсовые работы. Быстро, качественно и недорого» — так было написано на ярком прямоугольнике.

Сервис неплохой — позвонил, сообщил тему дипломного проекта, обсудил сроки сдачи. Заключил договор и внес предоплату в размере половины стоимости услуги. Это, кстати, около 200 рублей.

Александр был спокоен. Ходил на консультации к научному руководителю и говорил, что работа движется. По сути, он никого и не обманывал: некий профессиональный «мастер» в самом деле писал его диплом.

Впрочем, Александр был не в курсе того, что сегодня все студенческие работы прогоняют через специальный антиплагиат-сервис на предмет заимствований. Интернет безграничен, но найти в сети тексты-близнецы совершенно несложно. Уникальная работа оказалась почти полностью украденной. Об этом Саша за несколько дней до защиты диплома узнал от своего научного руководителя. Вердикт был суров — проект к защите не допускается из-за высокого уровня плагиата. Ничего не оставалось, кроме как чистосердечно признаться в содеянном.

Звоню преподавателю. Она признала: поначалу вовсе и не догадалась, что текст писал не Александр. Причиной недопуска стал именно низкий процент уникальности текста. Доцент прогнала через программу антиплагиата случайно выбранные фрагменты из каждого параграфа дипломного проекта. И в восьми из девяти случаев отрывки текста по 500—2500 знаков, мягко говоря, были скопированы со студенческих сайтов. А так как почти 80% текста любезно позаимствовано с открытых образовательных порталов, по правилам работа возвращается.

Приоткрою завесу тайны — для Александра эта история все же закончилась хорошо. Парень он неглупый, начитанный, наработки по теме имел, поэтому за оставшиеся несколько дней диплом успел переписать. Многие из нас грызли гранит науки и знают: студенты — народ творческий, умеют корпеть круглосуточно и выдавать хороший результат на-гора. Скоро Саша вернулся с исправленным вариантом, который кафедру устроил. Но главного вопроса такой исход событий все равно не снимает: кто в таких случаях должен нести ответственность?

Клиентов — полно

Многие студенты к окончанию обучения в вузе подрабатывают. Естественно, что до конспектов и лабораторных заданий руки не доходят. Одни просят помощи у одногруппников. Другие — в специализированных компаниях. Оказывается, фирм, предоставляющих такие услуги, в стране хватает — их более 400. Достаточно ввести в поисковик фразу «написать диплом», и вы убедитесь: конкуренция там зашкаливает.

Александр С., кстати, остановил свое внимание на фирме, которая, как заявлено на официальном сайте, в сфере образовательных услуг работает более пяти лет и имеет десятки исполнителей. В релизе фирмы подчеркнуто: специалистов они отбирают согласно «строгой системе качества». Тестовые задания, собеседования, анализ выполненных работ. Подкупает и то, что большинство авторов… действующие преподаватели вузов. А если не преподаватели, то аспиранты и магистранты. То есть люди, которые знают кухню написания и защиты курсовых и дипломов изнутри.

В этом месте хочется стукнуть кулаком по столу. Мол, сие амбициозное заявление не больше чем маркетинговый ход, пыль рекламистов в глаза потенциальному заказчику. Сложно даже представить, что уважающий себя преподаватель одной рукой пишет за студента «курсач», а другой, по сути, оценивает свой же текст. Но юрлицо, увы, реальное, оказывает услуги легально, имеет тысячи выполненных заданий и подписчиков в социальных сетях. Почти половина клиентов прибегает к «поддержке» повторно. Не думаю, что руководство будет рисковать репутацией и заманивать к себе пустыми обещаниями. Кстати, связаться с исполнителем работы напрямую Александру не удалось, так как личное общение заказчика с автором не предусмотрено условиями контракта.

Бомба замедленного действия

Мы позвонили в «компанию, в которой трудятся опытные специалисты» и узнали там, что «не все их исполнители одинаково хорошие». Впрочем, несмотря на то что заказчик изложил суть своих проблем, которые чуть было не провалили его защиту, и попросил вернуть аванс, в ответ он получил отказ.

Забавно: фирма попросила его… представить письменное подтверждение от университета, что в работе зафиксирован высокий процент плагиата. Но если услуга явно оказана некачественно?

Менеджеры проверили свой интеллектуальный товар и написали Александру:

«Мы провели экспертизу. У вас заимствовано 80% работы. Вам будет выполнен возврат 82 рублей».

Руководитель Брестского областного общественного объединения «Защита прав потребителей» Владимир Леоненко моему звонку не удивляется:

— В этом году к нам обратились уже пять потребителей с жалобами на некачественно выполненные работы в сфере образовательных услуг. Конечно, каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Однако если есть существенный недостаток, потребитель имеет право полностью отказаться от данной работы. В данном контексте исполнитель заявлял 50% как минимальный процент уникальности текста, по факту представил меньше, что и стало существенным недостатком. Кстати, все эпизоды, которые мы разбирали в этом году, были решены в пользу заказчиков в досудебном порядке.

Александр еще не решил, будет ли добиваться правды дальше. Конечно, ему хотелось бы получить всю сумму. Рассуждения обиженного клиента справедливы: когда мы приносим в магазин сапог с отклеившейся подошвой, нам возвращают стоимость за всю пару, а не только за один сапог. Почему ему предлагают только треть суммы? Но этот вопрос больше к Министерству антимонопольного регулирования и торговли, которое, кстати, разрешает такие вопросы.

Однако в министерстве расстроили: ни одной такой жалобы к ним до сих пор не поступало.

Неутешительные выводы

Звоню по другому телефону. Сергей С. — бывший преподаватель технического вуза. Несколько лет назад открыл ИП и занялся написанием дипломных и курсовых работ под заказ. Говорит, что сезонность в его бизнесе очень четко выраженная, но заказов обычно хватает:

— Покупают работы прежде всего заочники. Больше мужчины, но много и молодых мам. Есть студенты, которые живут в сельской местности и у которых есть проблемы с доступом в библиотеки.


Впрочем, моральный аспект бизнеса Сергей видит по-своему:

— Такие предприниматели, как мы, можно сказать, поднимают уровень образования. Потому что преподаватели видят наши работы и думают, что их написали ученики. А значит, можно требовать такого и от остальных. Вообще в части организации учебного процесса в университетах есть сдвиги. Появляются хорошие учебно-методические комплексы, много книг выкладывают в интернет для свободного скачивания и пользования. Проблема только в студентах. Чаще всего они просто ленятся делать все самостоятельно.

Мне же не дают покоя другие факты. Написать диплом предлагают в краткие сроки — минимум от двух дней. А это тысячи уже написанных «с нуля» и соответствующих требованиям учебных заведений работ. То есть тысячи обманутых преподавателей. И тысячи сотрудников вузов, которые соглашаются на сделку с совестью и обманывают коллег. Как это может соотноситься со стремлением повышать уровень образованности подрастающего поколения?

Кто-то рассмотрит эту ситуацию с точки зрения конкретного человека: преподаватель ищет дополнительный источник заработка, студент старается получше устроиться в жизни. А фирма работает, не преступая грань закона. Но, так или иначе, все стороны этого полуобразовательного процесса делают медвежью услугу самим себе. Купить диплом и успешно окончить высшее учебное заведение еще не значит добиться высот в карьере.

МНЕНИЕ В ТЕМУ


Сергей КАСПЕРОВИЧ, начальник управления высшего образования Минобразования:

— Двух мнений по вопросу быть не может. Студент должен писать дипломную работу сам. С другой стороны, сам факт, что преподаватели вуза смогли идентифицировать некачественно сделанный проект диплома и предъявить студенту претензии по поводу того, что он написан несамостоятельно, свидетельствует: рекомендации министерства, данные вузам в части приема, рецензирования и защиты дипломных работ, выполняются.

hanna.petrachenka@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter