На чужих ошибках

РИКЗ проанализировал результаты тестирования в 2005 году
РИКЗ проанализировал результаты тестирования в 2005 году

Где поставить точку?

На школьных экзаменах оценки ниже 6 баллов ставят редко (5 — чрезвычайный случай). А средний балл участников тестирования — 4 — 5. Физику, биологию или историю — профильные — идут сдавать те, кто в своих знаниях уверен и в аттестате имеет твердые «восемь» — «девять». Но даже у лицеистов и гимназистов средний балл, скажем, на ЦТ по биологии — 47 — 49, по истории — 43 — 45. В чем же дело, если все задания — по школьной программе?

В Республиканском институте контроля знаний проанализировали тесты и обобщили типичные ошибки. Издано два специальных справочника, пока, правда, незначительным тиражом. Директор РИКЗ Николай Феськов считает, что опубликованная в них информация будет полезна не только абитуриентам, но и учителям, разработчикам школьных программ и учебников. Ведь если более половины абитуриентов неправильно отвечают на один и тот же вопрос, значит, либо той или иной теме недостаточно уделяется внимания на уроке, либо она слишком сжато представлена в учебнике.

Например, на тестировании по русскому языку более половины абитуриентов написали «вырежьте» без мягкого знака. 48 процентов ребят ошиблись в словах «умножьте», «сочетаться» и «экс–чемпион». И более 40 процентов участников ЦТ допустили ошибки в «сымпровизировать», «предыюльский», «безынтересный», «предыстория». Лишь пятая часть их знает, где поставить ударение в словах «давнишний», «столяров», «щавель», «торты», «красивее». Но сильнее всего хромают у выпускников грамматика и пунктуация. Оно и понятно: немногие любят учить правила, надеясь на интуицию, зрительную память и слух.

— Но если, скажем, в диктанте знаки препинания можно ставить, ориентируясь по интонации преподавателя, то в тесте эту интонацию приходится задавать самостоятельно, — говорит методист по русскому языку Лариса Полонецкая.

В белорусском языке те же ошибки: деление слова на слоги и ударение в словах, правописание числительных, сравнительный оборот. Что такое омонимы и чем они отличаются от многозначности слова, изучают еще в 5–м классе, но до 11–го класса все эти знания у 80 процентов ребят, как показало тестирование, бесследно выветриваются.

В тестах по математике были задания пяти уровней сложности. Только 3,6 процента участников ЦТ выполнили задачи по комбинации шара и многогранников. А с вычислениями площади ромба и радиуса окружности, описанной около треугольника, не справились 70 процентов учащихся. Впрочем, задачи по геометрии школьники всегда решали хуже, чем по алгебре и арифметике. Парадокс в другом: больше всего ошибок по теме 5–го (!) класса — «Простые и составные числа». Скажем, может ли квадрат простого числа быть простым числом или может ли простое число быть четным?

Загадка неандертальцев

По истории Беларуси хорошо отвечали на тему реформации и становления Великого княжества Литовского, но срезались на вопросах о жизни... первобытного общества. Возможно, потому, что в 10–м классе на эту тему отводится только 3 часа. Кроме того, к удивлению разработчиков, выпускники лучше знают хронологию событий, чем фактологические сведения, хотя, казалось бы, цифры запомнить сложнее. И лишь четвертая часть абитуриентов ответила на вопросы по Берестейской унии, социально–экономическим отношениям в Великом княжестве Литовском (XVI — XVIII вв.) и особенностям буржуазных реформ в Беларуси. Зато больше всего правильных ответов — по истории Второй мировой войны.

Из курса биологии выпускники прочно усвоили строение скелета собаки и особенности организации лишайников и грибов, но по–прежнему не могут определить представителей фауны, обитающих в родной стране, а также занесенных в Красную книгу Беларуси. Не говоря уже о том, что многие не отличают травянистую растительность от древесно–кустарной. Только 29 процентов без пяти минут поступающих определили, какое из растений — брусника, вереск, барбарис, дудник — травянистое.

— Абитуриент может ответить правильно, если задается вопрос непосредственно из учебника, в той же формулировке: скажем, характеристика свойства вещества, его получение и строение молекул. Но когда необходимо сравнить, сопоставить, проанализировать изменения этих свойств — тут же возникают трудности, — вздыхает методист по биологии РИКЗ Тамара Маркитанова.

На ЦТ по физике абитуриенты решали в среднем лишь треть заданий. Как орешки щелкали теорию относительности Эйнштейна и законы механики Ньютона. А вот в статике, условиях равновесия и законе Джоуля–Ленца разбираются лишь 8 процентов выпускников. Закон сохранения импульса и закон сохранения и превращения энергии — и вовсе темный лес. С заданиями по этой теме разобрались всего 1,7 процента абитуриентов. Чуть более 3 процентов их представляют, как движутся связанные тела. А кпд тепловых двигателей знают в два раза хуже, чем строение атомного ядра.

Не надо импровизации!

Чтобы заработать 100 баллов, нужно учить не только «свой» предмет. Зачастую на тестировании по физике абитуриенты ошибались не в физических формулах и уравнениях, а в банальном сложении–вычитании (возможно, потому, что нельзя было пользоваться калькулятором). Не все могли быстро найти рациональное решение и тратили на простые задачи в два раза больше времени, чем стоило бы. Некоторые начинали импровизировать: например, при решении задач по динамике писали, что на тело, кроме силы тяжести и сопротивления, действует еще и... «скатывающая сила». В ответах по истории и биологии — масса орфографических ошибок. На тестировании по иностранным языкам на вопросы по тексту отвечали, опираясь на собственный жизненный опыт, а не на содержание прочитанного отрывка. Отсюда и ошибки.

У абитуриентов, которые изучали предмет на повышенном и углубленном уровнях, результаты на 10 процентов лучше: по русскому языку средний балл лицеистов–гимназистов 53 — 55, выпускников базовых школ — 43; по математике соответственно 42 и 26. Хотя и среди лицеистов есть двоечники. Скажем, по истории Беларуси в прошлом году 6 выпускников получили меньше 15 баллов, из них лишь один учил историю на базовом уровне. А по физике только один абитуриент набрал 100 баллов — выпускник обычной средней школы. Разработчики тестов замечают, что ребята, изучавшие предмет на углубленном уровне, хорошо решают сложные задачи, но нередко ошибаются в простых вопросах. Но главное, что ни в одном из вариантов тестов не было непосильных заданий, которые не выполнил бы никто. Делайте выводы...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter