Минск
+24 oC
USD: 2.06
EUR: 2.28

На что уходит детство

В детстве каждый из нас после уроков отправлялся в кружки...

В детстве каждый из нас после уроков отправлялся в кружки. Будущий корреспондент «СБ», а тогда гомельский четвероклассник Саша Полосмак — в клуб юных моряков. Он и сейчас с закрытыми глазами может связать парочку крепких морских узлов и помнит, как ходить на веслах. Инна Кабышева восемь лет растягивала меха баяна, после получила сертификат об окончании музыкальной школы и... благополучно забросила инструмент на антресоли. Он и по сей день там пылится, зато в ходу гитара — музыкальное образование даром не пропало. А Юра Бакеренко увлекался лепкой: пластилиновые зверушки с тех пор не сохранились, зато хобби выработало чувство прекрасного. Но у всех ли оставляют свой след разные внеклассные занятия? Стоит ли вешать на маленького непоседу дополнительную нагрузку, отдавая одновременно в музыкальную школу, бассейн и на курсы кройки и шитья? Не лучше ли продлить детство? Должен ли ребенок сам выбирать, чем занять свободное время, или родителям виднее? В разгар сентября, когда по всей стране идет активная запись в секции и кружки, корреспонденты «СБ» решили обсудить проблему.


* * *


Александр Полосмак: Определенно, детям нужно куда–то девать избыток энергии. Иначе повышенная активность рискует вылиться во что–нибудь нехорошее: ребенок костры на чердаках начнет разводить или кошкам банки консервные к хвостам привязывать. Так что лучше отдать в кружок — пусть развивается.


Инна Кабышева: Это ты так считаешь, Саша, с позиции взрослого. Но сами дети не всегда прыгают от радости, когда мама записывает их на лепку из глины или выжигание. Вот мне в детстве казалось, что шить–кроить–вышивать — это занятия исключительно для недалеких. Может, в преподавателях дело было — они предлагали ученицам шить по лекалам ну как минимум середины прошлого века! Помню, девчонки в этих пиджаках и блузках с жабо выглядели словно старушки.


Юрий Бакеренко: Но все–таки, Инна, эти девочки научились шить. Освоили технику и сейчас наверняка могут выкроить хоть пальто, хоть джинсы. А ты вряд ли. И, скорее всего, уже не станешь учиться — время упущено. Зато дочь свою ты на кройку и шитье наверняка отдашь.


И.К.: Не скажи... Не повторить бы ошибку тех родителей, которые принуждают маленького человека к тому, что ему не по душе. Вот захотела мама, чтобы дочка научилась по подиуму дефилировать, заплатила за занятия. И вот уже неуклюжая толстушка, спотыкаясь и стесняясь, угрюмо бродит среди ровесниц, худеньких и в самом деле похожих на моделей. А у мамы праздник: осуществилась–таки ее несбывшаяся мечта! Про искалеченную психику ребенка в этот самый момент амбициозная маман не думает. Отсюда и комплексы потом у детей.


А.П.: А может, все наоборот получится? Например, полненькая девочка обретет уверенность в себе. Но с тем, что выбирать себе занятие должен сам ребенок, я согласен. Только как ему определиться?


Ю.Б.: Должны помогать специалисты. Скажем, психологи. Знаю, что в Минском дворце детей и молодежи перед тем, как записаться в кружок, ребенок может пройти простенький тест. Результаты покажут, кто сидит перед психологами — гуманитарий или технарь. К чему склонности — к театру, где нужно не бояться показать свои эмоции, или же, например, к моделированию, где важна концентрация внимания. А еще сегодня есть крупные центры с широкой возможностью выбора. Ребенок пошел, позанимался пару недель в одном кружке. Понял, что некомфортно — можно перевестись в другой. Или сразу в несколько.


И.К.: Вот–вот, сразу в несколько. Порой родителям кажется — чем больше, тем лучше. Доходит до какого–то маниакального желания записать ребенка на английский, рисование, компьютерные курсы и таэквондо одновременно...


А.П.: Ага, натаскивают с малых лет. Некоторые чуть ли не с пеленок готовят чадо к поступлению в вуз: ходи, сынок, на кружки физики, математики, информатики. Мол, детский мозг мгновенно усваивает информацию... Кстати, в Министерстве образования даже подумывают сделать сертификаты, полученные по окончании кружков, своеобразным бонусом при поступлении в профильные вузы.


Ю.Б.: Я вот не понимаю, зачем ребенка с пяти лет погружать в учебу? Пока мал, пусть жизнью наслаждается. Думаю, кружки стоит рассматривать не как один из этапов поступления, а как условие правильного и гармоничного развития личности. Все–таки придуманы они не для того, чтобы делать из детишек профессионалов в чем–то (хотя многие, увлекшись, становятся ими). А чтобы помочь разобраться, попробовать, понять, где интересно, а где скучно.


И.К.: Главное, с раннего возраста не взращивать акселератов. Детская йога уже есть, малышей даже бизнесу учат. Осталось только, чтобы детский стриптиз появился! Я, конечно, утрирую, но проблема есть. Далеко не все то, что интересует взрослых, нужно ребятне. Говорят ведь, учиться водить машину нужно тогда, когда ты сам ее купил.


* * *


А.П.: Интересно получается: где–то детей бизнесу учат, а кому–то, кроме кружка народного танца и плетения из соломки, и выбрать больше нечего. Если, например, ребенок живет в глухой деревушке, что ему делать?


Ю.Б.: А чем тебе народные танцы не угодили? Мало того что дети двигаться научатся, так еще и поближе познакомятся с культурой своей страны. Кружки ведь существуют не только для того, чтобы учить клеить, стругать и вязать, но и воспитывают. Ты удивишься, но многие городские девчонки сегодня с удовольствием идут на кройку и шитье, керамику, вязание, валяние. Они учатся делать замечательные украшения для себя, а еще и продают их. Я уверен, что неинтересных или ненужных кружков в принципе нет. Важна подача, то, как педагог все организует и преподнесет.


И.К.: Да, бывают такие учителя, что детей от них за уши не оттянешь. Но слышала, что с кадрами с каждым годом все большее напряжение. Зарплаты мизерные, а выложиться нужно на всю катушку. Кто согласится учить, если отдачи мало?


А.П.: Одна моя знакомая записала ребенка в кружок вязания, вела его дама лет 60. Конечно, мастерица она была на все руки, но вот как педагог — нулевая. Группа быстро распалась — дети бежали от нее, как от огня. А новые кадры, к сожалению, в кружки не идут.


И.К.: Может, кстати, уже в этом году появятся. Талантливых педагогов дополнительного образования (так сейчас правильно называть руководителей кружков и секций) будут поощрять. Работает человек, например, с 15 учениками, а к нему очередь еще из 40 стоит. Теперь, раз кружок популярен, руководителю предложат набрать остальных в платную группу. Глядишь, и зарплата у него вырастет.


А.П.: Интересно, а что сейчас в моде у детишек?


И.К.: Фотография, журналистика, в частности, многие хотят обучиться основам мастерства телеведущего. Живопись, дизайн интерьера, информатика... В общем, что на слуху, тем ребята и хотят заниматься. Мальчишки с невероятной радостью идут в школы брейк–данса, учатся кататься на картах и постигают основы игры на барабанах и электрогитарах. Порой мне даже кажется, что вся эта погоня за модой не приведет ни к чему хорошему. Не лучше ли быть единственным среди сверстников профессиональным жонглером, нежели одним из массы более или менее двигающихся «танцоров»?


* * *


Ю.Б.: Дети ведутся на красивую обертку, подстраиваются под сверстников. Им сложно понять, подходит ли увлечение к их характеру, способностям. Окунулся малыш с головой в авиамоделирование, а буквально через месяц смотришь — он уже капризничает, не хочет туда идти, скучно ему. Поэтому ребенку по–любому необходимы советы взрослых.


И.К.: Да, самостоятельно определиться — для малышей это сложно. Помню, когда мне, еще совсем сопливой девчонке, принесли баян, я плакала. Ну не хотелось мне тогда играть! Да и о музыке было весьма отдаленное представление. Это сейчас я понимаю, что у меня действительно есть слух, и очень хорошо, что родители в свое время привели меня в музыкальную школу. А в детстве я разве об этом думала?


А.П.: Но родители твои ведь не собирались отправлять тебя дальше учиться в консерваторию. Тут они молодцы — настояли, но не переборщили. Так, наверное, и надо: советовать, но не заставлять, нагружать, но не до полного отсутствия свободного времени, искать для ребенка полезные занятия, но не готовить его к вузу с трех лет. Тогда кружок для ребенка будет не каторгой, а настоящим вторым домом.

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...