На что потратить деньги?

Об экономике

Направлять заимствованные за рубежом средства на перспективные проекты, а не «проедать» их — на этом заострил внимание Президент в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию. Тратить дефицитные ресурсы на консервацию архаичных производств и методов хозяйствования — значит отбрасывать экономику в прошлое. А думать в нынешние непростые времена надо о будущем.


Например, так, как это делает Китай. Освоив выпуск и экспорт практически всех потребительских товаров — от зубочисток и хоккейных коньков до ноутбуков и автомобилей, — наши восточные партнеры смогли накопить более одного триллиона долларов золотовалютных резервов. Теперь, когда повсеместно падают цены на самые лакомые активы, Китай, как пишут западные СМИ, «скупает мир по дешевке». Современные технологии, патенты, ноу–хау, акции энергетических и финансовых гигантов — все это со звоном опускается в инвестиционный портфель КНР. Нет сомнений: после кризиса китайская экономика еще больше упрочит свои позиции.


В отличие от Поднебесной мы во внешней торговле имеем отрицательное сальдо. То есть больше тратим валюты, чем зарабатываем. Для решения этой проблемы в министерских кабинетах из года в год разлиновываются новые проекты по импортозамещению. Просчитываются даже мелочи — зубочистки, визитницы, фотоальбомы, барбекю... Но импорт все равно растет. Уверенно и зачастую непредсказуемо (как вам, например, импортные сувенирные макеты нашей Национальной библиотеки.


Разработанные в ведомственных кабинетах импортозамещающие проекты нередко оборачиваются бесполезным «проеданием» денег. Подобное, например, случилось с белорусскими шлагбаумами, которые оказались невостребованными. Не пора ли пересмотреть некоторые подходы в экономике?


По моему убеждению, борьба за рынки — занятие более подходящее для бизнесменов и директоров, чем для ведомственных чиновников. Тот, кто работает в реальной экономике, лучше знает, что нужно покупателям сегодня и что потребуется завтра. «Мiлавiца», «Савушкин продукт», пивоваренная компания «Сябар», «Фирма АBC» добились впечатляющего успеха не благодаря министерским указаниям и бюджетным субсидиям, а за счет классного корпоративного менеджмента, умения самостоятельно находить верные рыночные ниши и удерживать их.


Уверен, эти компании успешно преодолеют и кризис. А как насчет остальных? Рядом с ABC и «Мiлавiцай», продукция которых востребована в стране и за рубежом, работают десятки хронически убыточных консервных заводов и швейных фабрик, руководство которых привыкло дергать за «фалды» курирующих чиновников, выпрашивая: а) денег, б) ограничения импорта. Даже в самых, казалось бы, перспективных и востребованных отраслях находятся предприятия, где не мыслят существования без государственных «инъекций». Любопытную иллюстрацию на этот счет привел бизнесмен Сергей Левин: европейские льноводы имеют родовые замки, а белорусские — одни долги...


Разгадка этого парадокса принесла бы нашей экономике гораздо большую пользу, чем отдельные проекты по экспорту или импортозамещению.


Очень трудно представить французского льновода, чешского пивовара или китайского электронщика в амплуа попрошайки–Паниковского, канючащего у государства очередной миллион. А у нас это стало общим местом. И самое печальное в том, что после освоения вожделенного «миллиона» требуется новый...


Но ведь так можно «проесть» всю экономику! Как же разорвать порочный круг? Так, чтобы на улице не оказались трудовые коллективы наших проблемных предприятий.


Мне лично представляется симпатичной инициатива концерна «Белгоспищепром». Суть ее в привлечении частных управляющих компаний на государственные заводы. Причем пока именно в качестве директоров, а не собственников (продавать госактивы при нынешней конъюнктуре абсолютно ни к чему). Конкретно речь идет о «Крынiце» и «Брестском пиве». Эти предприятия, по словам председателя концерна Ивана Данченко, нуждаются в современных управленческих технологиях, повышении эффективности производства...


Почему–то уверен, что кадры новой формации обеспечат динамичную работу  «Крынiцы» с «Брестским пивом». Если это произойдет, нужно срочно привлекать передовой управленческий бизнес на остальные предприятия не только пищепрома. Правда, возникает вопрос, где взять столько талантливых и умелых руководителей? Ответ прост: их надо искать, растить, пестовать. Конечно, это дело не одного дня. Но это как раз и есть тот перспективный проект, на который денег жалеть не стоит...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter