Руководство Молодежного театра, полагая, что зрители теперь "клюют" исключительно на комедию, посвятило ей новый сезон. То есть все премьеры в этом году на сцене "Молодежки" будут призваны веселить и развлекать народ... И открыл этот необычный сезон Виталий Котовицкий премьерой "Страсти в Виндзоре" по шекспировским "Виндзорским насмешницам".
Что для режиссера было главным при выборе пьесы? Во-первых, хотелось поставить такую комедию, чтобы не только зрители, но и актеры могли, что называется, "оторваться". Во-вторых, не так давно пришел на службу в театр Иван Щетко. Для его "исключительной" театральной фактуры Котовицкий даже определил оригинальное амплуа: "стройный" герой. Не хотелось режиссеру, чтобы актер "затерся" на второстепенных ролях, а посему и выбрал он пьесу, в которой один из главных героев, такой же милый толстячок, как, простите, сам "стройный" Иван. Надо сказать, последний аргумент, по которому велся отбор произведения, себя оправдал. Иван Щетко просто блещет в роли тучного, наглого, самоуверенного якобы обольстителя женских сердец. Грузный, он, как бабочка, порхает по сцене, прячась за деревьями от мужей-"рогоносцев"; вдруг, когда нужно уместиться в тачке для мусора, становится гибким и пластичным, как змея; и, как тигр, настораживается, предчувствуя близость "жертвы". Для молодого актера, на мой взгляд, этот спектакль стал удачей. Одной из поставленных целей режиссер достиг.
Пожалуй, удалось Виталию Котовицкому и публику пощекотать. Но чем?.. Дешевыми приемами... Исключительной пошлостью... Выражения типа "если бы он проник в мой трюм, мой корабль больше не вышел бы в плавание", которых в спектакле хоть пруд пруди, утомительно банальны, а к месту и не к месту десятки раз употребленное "куй железо, пока горячо", звучит грубо, вульгарно, совсем не по-шекспировски. Вся эта небрежность извратила комедию "положений" дядюшки Уильяма, изрядно подсокращенную, до какой-то анекдотичной "бытовушки" - выяснения отношений между "обманутыми" мужьями и "невинными" любящими женами. В конце концов ситуация настолько выходит из-под контроля режиссера, что понять что-то в спектакле становится сложно: кто кого хочет обмануть, зачем, почему, сколько раз... И в финале, как того и требует закон жанра, - хеппи-энд.
Понятно, что режиссеру, жаждущему совершенства мира, хотелось показать торжество любви и наказуемость хамства - так он сам определяет смысл своей постановки. Идея хороша, вот только чем оно наказуемо? Любовью? Вовсе нет, ведь так называемого хама (сэра Джона Фальстафа) нейтрализует совсем не это высокое чувство. А ставит его сиятельство на место... другое хамство. В спектакле это единственное оружие, которым борются остервенелые "благородные" дамы миссис Форд (Наталья Подвицкая) и миссис Пейдж (Раиса Сидорчик). И на этом театр собирается зарабатывать деньги?
И небольшое резюме. Не на комедию "клюют" зрители. Зрители во все времена хорошо клевали зерна искусства. Экологически чистого, само собой.
На снимке: сцена из спектакля.
На что клевать у "Молодежки"?
Руководство Молодежного театра, полагая, что зрители теперь "клюют" исключительно на комедию, посвятило ей новый сезон.