На честном слове и на одном… борту

Яхта  экспедиции  прошла  первый  отрезок  многокилометрового  пути  и  отшвартовалась  в  Пинске

Яхта  экспедиции  прошла  первый  отрезок  многокилометрового  пути  и  отшвартовалась  в  Пинске

Она нагрянула, как всегда, нечаянно и полностью сбила тот мажорный настрой, который воцарился в душе после того, как нижние ворота гидроузла «Дубой» растворились и выпустили яхту и сопровождающий ее теплоход «Сокол» на широкую водную гладь Днепро-Бугского канала. И откуда, скажите, взяться этой самой неприятной новости, а речь, естественно, о ней, если по логике вещей все должно быть в ажуре?.. 

Экипаж укомплектован полностью — кроме троих «рэспублiканцаў», в него вошли заведующий отделением гигиены из Пинского зонального центра гигиены и эпидемиологии Владимир Ващук и корреспондент Первого канала Белорусского радио Андрей Ильюшин, начальники Пинских межрайонных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды и охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Александр Горошко и Вячеслав Черненький, специалист-спасатель ОСВОДа Андрей Витохин и начальник местной спасательной станции этого же общества Владимир Кочергин на лодках с мощными моторами, а элегантным и весьма мощным «Соколом» управляет опытный капитан Андрей Лойко, в помощниках у которого не менее опытный механик Сергей Джига. 

Сам канал, в котором практически нет течения, широкий и глубокий, — не найти в нем, как в Березине времен первой нашей экспедиции, предательских, мгновенно засасывающих яхту  мелей, нет подводных камней и порогов Западной Двины, которые стали настоящим ужасом второй экспедиции. И если штормового предупреждения мы не получали, высокая волна для нашей резвушки-яхты не сильно страшна — размерами она хоть и невелика, но устойчивостью обладает отменной. В чем тогда, спросите вы, причина волнений? 

В линиях, в том числе и нескольких высоковольтных с огромным напряжением, электропередачи, которых на тридцатикилометровом отрезке пути до Пинска нас поджидало не менее восьми. Поджидало, чтобы при случае (тьфу, тьфу…) законтачить с яхтой, которая благодаря девятиметровой мачте имеет сейчас одиннадцать метров высоты, и… На первый взгляд, оно вроде бы и ничего страшного — провода, а об этом свидетельствуют и специальные надписи на столбах и мачтах, находятся гораздо выше — от двенадцати до пятнадцати метров над водой, и мы можем под ними пройти, но возникает одно большое но. Все последнее время здесь шли проливные дожди, и уровень воды в канале поднялся больше чем на метр — это раз. Во-вторых, а это самое главное, ни при каких обстоятельствах мы не намерены подвергать жизни и свои, и тех, кто с нами в одной связке, неоправданному риску. 

Военный совет, срочно созванный по поводу возникшего форсмажора, рассматривал два возможных варианта действий. Первый, подразумевающий снятие и установку мачты перед и после каждой ЛЭП, отвергается сразу: эдак мы не то, что до Наровли, — до Пинска до морковкина заговенья добираться будем. Принимается второй — проходить опасности с максимальным креном. 

На практике это выглядит так. Мы жмемся к «Соколу», швартуемся так, чтобы между нами был зазор, выстраиваемся на борту яхты и цепляемся за леерные ограждения теплохода. В итоге яхта заваливается на борт, щекочет пятки вода, но желаемый эффект достигнут: в полугоризонтальном положении мачта проходит под проводами с солидным запасом высоты. 

Операция вроде бы и простая, но, поверьте на слово, после выполнения последней пятеро здоровых мужиков очень хорошо понимают, что значит выражение «выжатый лимон». 

И вот, когда все уже позади, когда в поле зрения появляются пригороды Пинска, дозор приносит самую что ни на есть дурную весть: на опоре моста через Пину, под которым нам предстоит пройти, красуется роковая цифра 10! Десять метров от уреза воды до кромки моста! И это значит, что если раньше мы просто страховались, то теперь все гораздо сложнее и серьезнее. И так просто (вспомните теорему о гипотенузе и катетах) нужный нам метр не отвоевать. Но если этого не сделать, то что тогда вообще делать? 

Вы не поверите, но под мост на самом малом ходу мы вкатывались почти лежа с привязанной к клотику «Сокола» мачтой. И момент, когда пролет моста неумолимо на нас надвигался, когда казалось, что вот-вот раздастся треск ломающихся и рвущихся снастей, был еще тот. 

Вместо ожидаемого треска мы услышали шквал… аплодисментов — пинчане, наблюдавшие с берегов и моста эту процедуру, воздали должное мастерству и сметке бывалых речных волков. 

Ну а поднять грот и стаксель, поймать в них сильнейший встречный ветер и галсами, галсами во всей красе лихо пришвартоваться у набережной первого крупного города на большом маршруте оказалось совсем просто… 

Борт яхты «Газета «Рэспублiка»  

На снимке: Вячеслав Черненький и Николай Ковалевич из Пинской межрайинспекции охраны животного и растительного мира — в сопровождении.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter