На большом педсовете говорили о будущем

За неделю до начала нового учебного года руководители минской системы образования...
За неделю до начала нового учебного года руководители минской системы образования собрались в Малом зале Дворца Республики на традиционный большой августовский педсовет. Чтобы обменяться идеями и поделиться опытом. А поскольку столица должна задавать тон для всех уголков страны, обсуждали проблемы не только в частности, но и в целом.

Еще до начала собрания собравшиеся размышляли в кулуарах о наболевшем: современное образование должно быть качественным, вот только все ли здесь гладко? Скажем, для дошкольной системы главная проблема сегодня — доступность. 

Да и условия в детских садах должны становиться все комфортнее, отвечать запросам современных взыскательных родителей. По мнению министра образования Сергея Маскевича, пора обратить внимание на развитие платных услуг — дать зеленый свет частным садам, семейным, предлагать занятия с детьми по направлениям:
— В новом учебном году нужно тщательно изучить реальные запросы и возможности населения, насколько люди заинтересованы вкладывать деньги в эту сферу услуг. Кроме того, с сентября при оценке учреждений образования в первую очередь будут учитывать два критерия: удовлетворенность родителей их работой и состояние здоровья детей, которое становится целой проблемой, особенно острой — в столице.

Немало проблем и у школы. Здесь и недостаточная подготовка кадров, и сложности со специальным образованием, и не всегда объективная оценка знаний. Ну а куда годится средний по стране балл ЦТ по физике — 24,9? Министр образования видит в этом повод добавить по физике хотя бы еще один урок в неделю, мол, ученикам не хватает в том числе и времени усвоить огромный пласт материала. Плюс в кабинетах химии, физики, биологии столичных школ в ближайшие два–три года появится современное оборудование. Владимир Щербо, председатель комитета по образованию Мингорисполкома, обратил внимание на еще одну беду нынешних выпускников:
— Имея хорошие предметные знания, наши ребята оказываются неспособными осмысленно и эффективно их применять в нестандартных учебных или проблемных ситуациях, а затем — и в решении социальных и профессиональных жизненных задач.
К преодолению общих проблем, конечно, у каждого подход свой. Вот и представители столичной школы № 97 гостям форума продемонстрировали «ноу–хау». Шутка ли: с 2007 года это учебное заведение удерживает за собой почетное звание «Школа мира»! Это результат активного участия в международном проекте ООН по миротворчеству, где школьники из 20 стран ищут решение непростых взрослых задач, например, как сохранить культурное наследие, победить бедность...

Это сегодня аксиома: любой выпускник школы должен быть готов погрузиться в информационную среду. И электронные средства должны помогать учащимся в получении знаний, особенно это эффективно в изучении иностранных языков, считает Сергей Маскевич. Мол, если с начальной школы по 10 — 15 минут в течение каждого урока ребенок использует компьютер с выходом в интернет, то для его образования это только плюс. Не обойтись при таком раскладе без повышения квалификации педагогов, ведь именно тематические сайты, блоги, странички в Твиттере помогают быстро реагировать на то, что происходит здесь и сейчас, достучаться до ученика. Вот и в холле Дворца Республики широко презентовали лучшие сайты школ, электронные книги, видеопроекты. А представители регионального треннинг–центра Apple на базе Минского института развития образования с гордостью поделились: учителя у нас и технику охотно изучают, и новые программы осваивают, и за консультациями регулярно обращаются!

В центре внимания педагогов оказался и так называемый «эксперимент подушевого финансирования», который запустят в нескольких учебных заведениях Минска, Гродно и Гомеля. Суть в том, что деньги из бюджета теперь должны пойти за ребенком, поэтому и зарплата учителя будет напрямую зависеть от укомплектованности классов. К слову, проект пилотный. Поэтому в школы, из которых уйдут ученики, денежные поступления пока не изменятся, зато наиболее популярные получат дополнительный материальный стимул. А вот профессионально–техническому образованию пришлось выдержать напор критики. Его–то педагоги и определили самым слабым звеном. Во–первых, при резком дефиците трудовых кадров оно недостаточно мобильно. Во–вторых, подчеркнул Владимир Щербо, уже со следующего года просто необходимо самым серьезным образом оптимизировать сеть колледжей–лицеев. Ведь там зачастую учебные базы используются неэффективно, а профессии дублируются.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter