На блины!

«Неделя блинов» стартует 6 марта. Масленица -- один из самых ожидаемых праздников года в народном календаре.
«Неделя блинов» стартует 6 марта. Масленица -- один из самых ожидаемых праздников года в народном календаре. Традиция, уходящая корнями в древность, граничит одновременно и с язычеством, и с православием, но прочно обосновалась в укладе жизни сельчан. По сути, Масленица -- это еще один культурный повод скрасить последние деньки спокойной зимней «спячки». Ведь с приходом весенних хлопот на полях и, считай, до ноября хлеборобам не до увеселительных акций.


В районах уже подступаются к народным гуляньям в эти дни. К примеру, в Калинковичах они пройдут уже в воскресенье. «Гукаць вясну» собираются прямо на площади Ленина -- это центральное место в райцентре. Аттракционы, торговые ряды и, конечно, в программе обязательные атрибуты -- народная игра «Столб» и сжигание чучела. Зрители увидят настоящих скоморохов и коробейников. А в театрализованном представлении «Прощай, Зима! Приходи, Весна!» энергично выступят коллективы художественной самодеятельности района. К слову, в прошлом году программу нон-стоп уже, считай, прогнали: в калинковичских Капличах чествовали лучших животноводов района. На сцене сборную программу представили девять народных коллективов из сельских клубов и СДК. Они подготовили не только старинные песни и танцы, но и номера в современной стилистике.

Так вот о традициях. На днях между мной и моей юной знакомой разгорелся спор: не вышли ли из моды массовые гулянья? Зачем привязываться к народным традициям, если ныне им следуют единицы. Да и по домострою никто не живет. Категорически не согласна с таким мнением, ведь, кроме того, что массовые весенние гулянья поднимают настроение, они дают возможность и торговле и культуре заработать.

В прошлом году коллега поехала в «Дудутки» -- музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий. Масленица там -- один из самых распиаренных проектов. Из-за близости от столицы в пуховичскую деревню Птичь на «блины» поехали массово. Очереди выстраивались везде: чтобы участвовать в популярном аттракционе «Столб», чтобы подкрепиться горячими блинами или водить хороводы... О чем говорит аншлаг? Народная традиция -- готовая бизнес-идея. Понимая это, учреждение культуры, которое, собственно, может и должно выживать в непростых экономических условиях, проводит массовые масленичные гулянья -- и зарабатывает на этом. Все логично: за развлечения нужно платить.

Немного сложнее в этом отношении, мне кажется, в глубинке, где лежат истоки таких «святаў». Разумеется, за вход на такое гулянье плату, как в пристоличном музее, брать не будут. Но игры, аттракционы, театрализованные действия -- это тот культурный продукт, который отлично продается. И если он сделан качественно -- со смыслом, с красивыми песнями и убранством, -- почему бы за билет не заплатить? Но работники районных отделов культуры парируют на это: не всегда получится. Во-первых, люди в провинции несколько тяжелее на подъем. Во-вторых, грубо говоря, если наш клуб -- то все там для нас, зачем еще и платить? Но ведь, уважаемые, если собираетесь в театр, кино или на концерт в филармонию, вы же не спрашиваете, приобретать ли билет. Почему же массовые гулянья, если они хороши по формату и контенту, подготовлены профессионалами культуры на местах, не могут быть вознаграждены рублем? Минские зрители к этому уже привыкли, очередь -- за глубинкой.

Татьяна УСКОВА, «СГ»

uskova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter