На благо нашей страны

С уверенностью можно сказать, что система работы с одаренной молодежью в нашей стране сложилась. И подтверждением тому не только многочисленные олимпиады и конкурсы, направленные на выявление молодых дарований, но и наличие организаций, поддерживающих этих людей и подвигающих их к творчеству.

С уверенностью можно сказать, что система работы с одаренной молодежью в нашей стране сложилась. И подтверждением тому не только многочисленные олимпиады и конкурсы, направленные на выявление молодых дарований, но и наличие организаций, поддерживающих этих людей и подвигающих их к творчеству. Если подводить итог работы Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, который, кстати, сегодня празднует свой 10-й день рождения, то за это время его поддержку получили более 12 тысяч учащихся, студентов, преподавателей и ученых. О буднях фонда «Р» рассказал председатель совета Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов профессор Михаил Авласевич.

— Главная задача президентского фонда – содействовать формированию интеллектуального потенциала нашего государства. С этой целью фонд реализует ряд программ. Первая из них – президентские стипендиаты. И сегодня 96 студентов государственных вузов получают президентскую стипендию. Все они прошли серьезнейший отбор: это лучшие студенты, отличники, те, кто проявил себя в научно-исследовательской и общественной работе. Их стипендия составляет 200 тысяч рублей. И это помимо той повышенной стипендии, которую они, как отличники, получали раньше и получают сейчас. За время действия фонда президентской стипендии были удостоены более 600 человек. Вторая программа ориентирована на победителей международных олимпиад по ведущим научным дисциплинам, в числе которых математика, физика, биология, химия, информатика и русский язык. Ежегодно победителями международных состязаний становятся по 25—30 учащихся и студентов. Они получают и Гран-при (40—55 базовых величин), и стипендии.

— Пожалуй, за это время выявились лидеры среди учебных заведений по подготовке «международников». Используется ли накопленный ими опыт?

— Абсолютно верно. Достаточно вспомнить Лужеснянскую школу-интернат-гимназию, которая создавалась для сельских школьников, детей-сирот и ребят из многодетных семей. Они ежегодно готовят 2—3 победителей международных и 10—12 республиканских олимпиад. Причем некоторые учащиеся завоевывают победу и дважды, и трижды. Например, Артем Кохан, ныне студент БГУ, взял золотую и две бронзовые медали, а Володя Герус – две серебряные и бронзовую. Ведущие позиции среди лицеев и гимназий занимают также лицей БГУ, областные лицеи №1 и №3 Могилевской области, сш № 51 и гимназия №1 Минска, лицей №1 Витебска.

Что касается лучших учебных заведений, где есть опыт работы с одаренной молодежью, мы обратили на них внимание еще в начале деятельности фонда, а точнее, Совета фонда, куда входят ведущие ученые, преподаватели, представители Администрации Президента, Совмина, Минобразования. На базе этих учебных заведений мы проводили выездные открытые заседания, семинары. В частности, одно из таких мероприятий прошло в Могилевском областном лицее №1, другое — в Лужеснянской школе-интернате. После этого мы рекомендовали их опыт работы для широкого распространения, поскольку названные заведения первыми стали работать с талантливыми ребятами из села. Таким образом, одна из задач совета — изучение и распространение опыта отбора и работы с одаренными детьми, и чтобы этот опыт использовался по всей республике.

— Насколько мне известно, более 4 тысяч учащихся и столько же студентов в разное время получали поощрение от фонда за победы в республиканских олимпиадах…

— Надо сказать, что в Беларуси сложилась хорошая традиция проведения таких олимпиад, накоплен большой опыт. Это, без сомнения, заслуга Минобразования. Ежегодно 200—300 учащихся становятся победителями этих олимпиад и поощряются нашим фондом. Это предусматривает еще одна программа фонда, поддерживающая именно эту категорию молодых людей. Кстати, мы считаем, замечательно, что эти ребята, как и победители международных соревнований, могут поступить в профильные вузы без экзаменов. Это поднимает авторитет олимпиад и, конечно же, повышает ответственность тех, кто их проводит.

Но это далеко не все наши программы. Фонд также оказывает поддержку творческим объединениям. Те из них, которые существуют как минимум несколько лет и достигли заметных результатов, получили общественное признание, имеют право участвовать в смотре-конкурсе на звание лучших. За десять лет работы мы поддержали более 40 таких творческих объединений. Например, студенческая «Археологическая лаборатория» Могилевского государственного университета им. А.Кулешова на протяжении многих лет растила победителей республиканских и международных конкурсов, готовила научные публикации студенческих работ. В ее составе работали студенты, которые в будущем стали кандидатами и докторами наук. Неудивительно, что это объединение получило финансовую поддержку Президентского фонда.

Без внимания фонда не остаются преподаватели и научные работники, ученые, воспитывающие одаренных учащихся и студентов и достигшие в этом заметных результатов. А также те, кто внес новшества в методику работы с талантами, готовил учебники и методические рекомендации. За время деятельности мы поощрили более тысячи взрослых.

— Помимо уже ставших традиционными, появились ли в последние годы в фонде новые проекты?

— Конечно, появились. Название одного из них — «Обществознанию 21-го века инициативу и творчество талантливой молодежи Беларуси». Эта программа выделена, чтобы активизировать творческую деятельность как преподавателей, так и их воспитанников в области гуманитарного образования. Ведь гуманитарная составляющая исключительно важна в развитии личности. Последний конкурс был посвящен 60-летию Победы.

— Отслеживает ли фонд то, как складываются судьбы его лауреатов и стипендиатов?

— По поручению Президента создан банк данных одаренных детей, прослеживается их судьба. Уверен, все это еще раз ориентирует все министерства и ведомства на то, чтобы целенаправленно использовать интеллектуальный потенциал нашей одаренной молодежи в народном хозяйстве. Кстати, глава государства ежегодно лично вручает награды победителям международных олимпиад. А в июне 2005 года он встретился с бывшими стипендиатами и лауреатами фонда. Выяснилось, что многие из них сейчас имеют научную степень, занимают руководящие посты. Например, Алексей Быков – докторант Белорусского государственного экономического университета, кандидат экономических наук (лауреат премии фонда 1998 года), Виктор Конончук – доцент БГСХА (стипендиат 1997—1998 годов), Николай Наумчик – директор районного лицея Малориты (стипендиат 1997 года), Дмитрий Романовский – замдиректора Института физико-органической химии НАНБ (стипендиат 1996—1997 годов) и др.

Сейчас Президент поставил задачу совершенствовать целевое использование одаренных молодых людей, бывших стипендиатов фонда. Чтобы это было предусмотрено при распределении, обеспечении заработной платой и другими социальными благами, перспективой карьерного роста. Если человек заявил о своей неординарности, государство должно обеспечить ему все условия для самореализации. Тогда он сможет сделать многое на благо нашей страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter