На благо людям и не в ущерб природе

Беларусь не обделена природными богатствами, достаточно много ценных ресурсов хранят и ее подземные “кладовые”, способные в немалой степени укрепить нашу национальную безопасность Подводить итоги — не просто традиция. Оглянуться назад, оценить сделанное, порадоваться успехам и проанализировать возникшие проблемы — все это “кирпичики”, позволяющие грамотно и эффективно выстроить работу на близкую и отдаленную перспективу. Безусловно, в работе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды есть своя специфика и узковедомственные вопросы, однако по большому счету его деятельность затрагивает интересы каждого из нас, и наверняка о ситуации в этой сфере интересно узнать многим.Свои вопросы мы адресовали министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Леонтию ХОРУЖИКУ.

Мал золотник, да дорог
— Один из верных способов обеспечить национальную безопасность страны — мобилизовать внутренние резервы, в том числе максимально использовать собственные  природные ресурсы. Большие задачи в этом плане поставлены и перед Минприроды. Справляетесь?
— В советские времена геологическое направление в нашей республике не входило в число приоритетных, ставка делалась на промышленность, сельское хозяйство, Беларусь даже называли “сборочным цехом” страны. Возможно, поэтому сложилось расхожее мнение, что наши недра бедны и в экономическом плане особой погоды не делают. Да, мы не можем похвастаться золотыми россыпями, алмазными  копями, газовыми месторождениями. Тем не менее у нас есть и своя нефть, и целый спектр других стратегически важных природных ресурсов, способных в значительной мере обеспечить экономическую, в том числе и энергетическую безопасность страны.
Не зря говорят — мал золотник, да дорог. И мы просто обязаны по-хозяйски, с максимальной пользой для народного хозяйства, но при этом с минимальным ущербом для природы использовать имеющиеся минерально-сырьевые ресурсы. Решение этих задач в немалой степени зависит от разработки и внедрения новейших технологий, привлечения в отрасль инвестиций. В этом плане наши геологи в 2007 году поработали неплохо.
— То и дело обостряется “цементный” вопрос. Способна ли наша минерально-сырьевая база обеспечить потребности конкретных отраслей экономики, в частности строительной?
— Даже не вникая в статистику, нетрудно заметить, как нарастают темпы строительства — это и жилье, и производственные объекты, и социально-культурные. Удовлетворить постоянно возрастающие потребности за счет местного сырья вполне реально. Разведаны достаточные запасы таких природных ресурсов, как мел, мергели, глины, строительный песок и камень, песчано-гравийный материал. Но одно дело — найти полезные ископаемые, другое — выдать их, что называется, на-гора. Для этого необходимо использовать все возможности для привлечения инвестиций.
Конкретные шаги в этом направлении уже делаются. Например, в сентябре прошлого года были заключены инвестиционные договоры с Люксембургской инвестиционной группой “POLAR STARS GROUP S.A.”. Уже начата реализация сразу двух проектов, касающихся организации глубокой переработки бурых углей и горючих сланцев.
Вполне реально за счет привлечения инвестиций задействовать разведанные, но не разрабатываемые месторождения цементного сырья. Это позволит сполна обеспечить им как действующие цементные заводы, так и новые производства. В числе потенциальных инвесторов, заинтересовавшихся разработкой месторождений мела и силикатных песков с перспективой создания новых предприятий, — ООО “Трайпл”, компания “Итера”.
То же самое касается разработки остальных месторождений, создания на их базе новых и реанимации старых производств. Ведутся переговоры с инвесторами, среди которых российская компания “Интертехно”, ООО “Лотос”. Речь идет о конкретных проектах, направленных на увеличение выпуска строительных материалов.
— Поспевает ли за развитием минерально-сырьевой базы наша законодательная база?
— Действительно, нынешняя нормативно-правовая база уже не соответствует реалиям времени. Поэтому подготовлена новая редакция Кодекса Республики Беларусь о недрах, будут изменены и разработаны другие необходимые нормативно-правовые акты, соответствующие поставленным задачам и способствующие привлечению инвестиций. С другой стороны, рассматривая предложения инвесторов, мы должны четко знать цену вопроса, сколько стоит то или иное месторождение, участок.
— Новейшие технологии, на которые делается ставка в этой сфере, сами по себе не появятся. Ученые уже опустились на землю, вернее, под землю? 
— Четкие задачи поставлены не только перед производственниками, но и перед учеными. Сегодня нужны технологии, дающие экономический эффект, но не в ущерб окружающей среде. Это двуединая задача.
Как известно, многие научные учреждения недавно подверглись реорганизации. И сегодня на белорусских ученых возлагаются большие надежды. Они уже активно включились в работу, в поле их зрения оказались и не бравшиеся раньше в расчет полезные ископаемые — горючие сланцы, бурые угли, железные руды, фосфориты, карналлиты.
Воду — на “мельницу” экономики
— Обеспечение внутренних потребностей в минерально-сырьевых ресурсов — одна сторона “геологической” медали. Есть еще такое понятие как экспорт, позволяющий стране заработать валюту и в свою очередь купить то, чего нам все-таки недостает. Возьмем, к примеру, воду. Этого ресурса у нас полная чаша, в то время как во многих странах стремительно обостряется проблема, связанная с дефицитом воды. 
— Чем-чем, а водой Беларусь и в самом деле не обделена. У нас богатейшие запасы пресной и минеральной питьевой воды, спрос в мире на нее с каждым годом растет. Поэтому необходимо активнее продвигаться на “водный” рынок, завоевывать его.
На государственном уровне реализуется План действий по организации промышленного розлива пресных подземных вод, ориентированного на внешний рынок. Большое внимание этому направлению уделено и в проекте Государственной программы эффективного использования водных ресурсов Республики Беларусь, рассчитанной на пять предстоящих лет.
Мощности производства бутилированных вод нарастают. В 2007 году было розлито 3,8 миллиона декалитров питьевой воды — в полтора раза больше, чем в 2006-м. При этом экспорт бутилированных вод почти в два с половиной раза превысил их импорт. К уже имеющимся 70 предприятиям подобного профиля в ближайшей перспективе должно добавиться еще десять.
— В продолжение темы — качеству наших подземных вод могут позавидовать очень многие страны. А как обстоят дела с качеством воды в реках и озерах?
— Благодаря тому что в нашей стране большое внимание уделяется реконструкции и строительству новых очистных сооружений, за последние три года удалось значительно снизить уровень антропогенной нагрузки на водные объекты. В прошлом году сброс недостаточно очищенных сточных вод сократился на 3 миллиона кубометров. Однако предстоит решить немало проблем, касающихся очистных сооружений в сельских населенных пунктах.
Хотелось бы также отметить, что по сравнению с 2006 годом в прошлом году потребление воды на одного жителя страны сократилось на 2 процента и составило около 195 литров в сутки. Но чтобы достичь среднеевропейского уровня, необходимо снизить потребление еще на 20 процентов.
Воздушные дивиденды
— Перед нашей страной открывается возможность делать деньги в буквальном смысле из воздуха. Мы присоединились к Киотскому протоколу и после того, как будет ратифицирована поправка к нему, сможем торговать квотами на парниковые выбросы... 
— Реализация мероприятий в рамках этого протокола позволит не только привлечь в Беларусь иностранные инвестиции для реализации энергосберегающих проектов, но и решать актуальнейшую на сегодняшний день проблему, касающуюся изменения климата. Уже подготовлены соответствующие проекты, ведутся переговоры.
И раз уж мы затронули эту тему, хочу отметить, что в последнем докладе о развитии человека, подготовленном и опубликованном под эгидой ООН, констатируется, что наша страна не оказывает существенного воздействия на климат. Начиная с 1990 года объемы выбросов парниковых газов сокращены втрое, и на душу населения этот показатель в Беларуси является одним из самых низких среди развитых стран.
Традиционные и альтернативные
— Судя по геологическим новостям, не спят в шапку и белорусские нефтяники...
— Приведу лишь одну цифру — общий прирост промышленных запасов нефти составил 1,7 миллиона тонн, это 178,5 процента от запланированного. И, кстати, свежая “нефтяная” новость — 11 января Мозырская нефтеразведочная экспедиция открыла в Светлогорском районе новое месторождение с производительностью 60 кубометров в сутки высококачественной нефти.
— Как бы ни старались наши нефтяники, объемы добываемого собственного черного золота не способны обеспечить потребности экономики. Импортный газ сегодня тоже “кусается”. Активный поиск альтернативных источников энергии уже дает свои результаты. На что, на ваш взгляд, следует обратить особое внимание?
— Форсирование развития нетрадиционных видов энергии сегодня наблюдается в большинстве стран, так что мы не изобретаем велосипед, а движемся в ногу со всем цивилизованным миром. Другое дело, что каждая страна исходит из имеющихся ресурсов и возможностей, позволяющих максимально эффективно использовать новые и возобновляемые источники энергии и тепла. Причем здесь экологический фактор — тоже не последняя скрипка. И, конечно же, особое внимание уделяется энергосбережению. Проблему надо решать комплексно.
Среди направлений, которые в Беларуси имеют перспективу, — развитие ветро- и гидроэнергетики, строительство биогазовых энергетических комплексов. Последние, к слову, помогут не только отчасти решить энергетическую проблему, но и, как показывает практика, снизить негативное воздействие животноводческих комплексов на окружающую среду.   
Что касается ветроэнергетики, изучался опыт европейских стран, были рассмотрены различные варианты и экономическая целесообразность строительства ветроэнергетических установок в наших условиях. Расчеты показали, что по удельным затратам на выработку одного киловатт-часа электроэнергии и сроку окупаемости это сопоставимо со строительством угольных и газовых электростанций.
Вполне реально задействовать и наш гидроэнергетический потенциал. Пока он используется только на 3 процента, тогда как в соседних странах, Польше и Литве, этот показатель на порядок выше.
По второму кругу
— Леонтий Иванович, до этого мы говорили преимущественно о первозданных ресурсах. Но ведь ежедневно образуются еще и целые горы отходов, значительная часть которых может быть возвращена в экономический оборот в качестве вторичного сырья.
— Это направление постоянно находится в центре внимания Минприроды. И здесь уже есть очевидные подвижки. За прошлый год использование отходов производства в качестве вторичного сырья, без учета крупнотоннажных, увеличилось более чем на 3 процента и достигло 71 процента, как в США и странах Евросоюза. Но это вовсе не означает, что можно отчитаться и расслабиться, нерешенных проблем в этой сфере еще хватает.
— Два года назад развернулась бурная кампания по созданию станций по сортировке коммунальных отходов. Возложенные на них надежды оправдались?
— Станции строились не для галочки, и должны сполна соответствовать своему предназначению. Как показал прошлый год, многие из них начали работать эффективнее, в общей сложности по сравнению с 2006 годом объемы извлечения вторичного сырья из коммунальных отходов на этих станциях возросли в 2,7 раза и составили более 57 тысяч тонн. Но мы лишь начинаем подступаться к желаемому результату, в нынешнем году необходимо довести объемы извлечения вторичных материальных ресурсов на сортировочных станциях до 30 процентов.
— Судя по всему, в стране начала формироваться и “отходная” отрасль — в Гомеле заработала первая очередь мусороперерабатывающего завода...
— А введение второй очереди позволит осуществлять полный технологический цикл по сортировке и переработке коммунальных отходов. Аналогичные заводы строятся в Новополоцке, Могилеве, Барановичах, со временем появятся они и в ряде других городов.
— Вот-вот начнет действовать новый закон об обращении с отходами. При его разработке тоже уделялось немало внимания вопросам вторичного использования отходов?
— Законом впервые вводится “принцип расширенной ответственности производителя”, причем из стран СНГ Беларусь первая пошла по такому пути, оправдавшему себя во многих государствах. Предусмотрены и иные механизмы управления отходами, что позволит, с одной стороны, по максимуму извлекать и использовать вторичные ресурсы, а с другой — значительно уменьшить нагрузку на окружающую среду за счет сокращения объемов несортированного мусора, который вывозится на полигоны.
В экологическом авангарде
— Осенью прошлого года в Белграде состоялся крупный форум — конференция министров “Европа для окружающей среды”. Мне довелось присутствовать на нем, и скажу прямо — неоднократно испытывал гордость за Беларусь. По целому ряду экологических направлений многие европейские страны только начинают делать первые шаги, это касается и мониторинга окружающей среды, и внедрения системы непрерывного экологического образования — перечень можно продолжить. Беларусь же в этом плане шагнула далеко вперед.
— Уверен, многие могут позавидовать и тому, насколько большое внимание уделяется в нашей стране решению экологических проблем на государственном уровне. То, что в Беларуси по всем острым вопросам в области охраны окружающей среды ведется конкретная работа, подтвердили независимые международные эксперты.
Одна из главных задач — обеспечение контроля за состоянием окружающей среды, и в этом плане наши возможности постоянно увеличиваются. Например, в прошлом году в Минске была введена в эксплуатацию автоматическая станция, позволяющая получать в режиме реального времени информацию о содержании в воздухе десяти основных загрязняющих веществ.
— Столице всегда уделяется повышенное внимание. А как обстоят дела в других регионах?
— Регулярными наблюдениями за качеством атмосферного воздуха охвачены территории, на которых проживает более 80 процентов населения крупных и средних городов страны. Мониторинг проводится на 118 водных объектах, в том числе 75 водотоках, включая крупные реки и большинство притоков первого порядка, на 43 наиболее важных в рыбохозяйственном и рекреационном отношении озерах и водохранилищах. Дополнительно начаты наблюдения на 25 озерах и водохранилищах. Процесс создания оптимальной сети наблюдений будет продолжен.
— Получение информации о состоянии окружающей среды — отправная точка для принятия мер, если имеют место загрязнение воздуха, водных объектов, земельных ресурсов. Насколько эффективны эти меры?
— О том, что ситуация не выходит из-под контроля, можно судить хотя бы по тому, что в большинстве наших городов сохранилась тенденция снижения содержания загрязняющих веществ в воздухе. Главным их поставщиком являются автомобили, на долю которых приходится 73 процента выброса загрязняющих веществ. Но хотя транспортный парк постоянно растет, благодаря предпринимаемым мерам, в том числе усилению государственного контроля, количество автомобилей, “грешащих” сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ, снижается.
Не остаются без внимания и стационарные источники. В отношении них тоже разработан ряд мер, направленных на снижение объемов выбросов загрязняющих веществ.
В таком деле мелочей не бывает
— Леонтий Иванович, направлений деятельности у Минприроды довольно много, и в рамках одного интервью охватить их все нереально. Итоги деятельности министерства будут подведены на коллегии. И все же, забегая вперед, хотелось бы услышать короткое резюме.    
— Несмотря на то что в любой работе есть свои приоритеты, должное внимание было уделено всем направлениям деятельности министерства. Ведь в нашей сфере, как и в самой природе, мелочей не бывает, все очень тесно взаимосвязано.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих коллег и всех тех, кто независимо от профессии вносит вклад в наше общее дело — сохранение и защиту родной природы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter