На 90-летний юбилей в академию музыки съехались руководители ведущих зарубежных консерваторий

Празднование 90-летия Белорусской государственной академии музыки прошло в теплой домашней атмосфере. Поздравить с юбилеем белорусских коллег прибыли руководители ведущих музыкальных вузов зарубежья, а также директора музыкальных колледжей и колледжей искусств Беларуси.

Белорусская государственная академия музыки – это не просто вуз, не просто здание на улице Интернациональной. Это сотни блестящих выпускников, которые разлетелись по стране и по миру, цвет нашего музыкального искусства. Многие творческие проекты академии уже стали брендами белорусской музыкальной культуры – например, Пасхальный фестиваль, который прошел в этом году уже в пятый раз, с первого раза попал в число рейтинговых международный конкурс пианистов, в ноябре с успехом завершился конкурс хоровых дирижеров имени Виктора Ровдо, впервые проведенный в международном формате и с крупным призовым фондом.

Белорусская государственная академия музыки является истинным ядром музыкальной культуры нашей страны, и это самый главный багаж, самое главное достижение пройденного консерваторией 90-летнего пути, – убеждена ректор Елена Куракина. – Прежде всего, именно в нашей академии и благодаря ей сформировалась белорусская композиторская школа. Все выдающиеся композиторы Беларуси являются выпускниками нашей консерватории.

Но не только музыкальные сочинители, а также исполнители и ученые являются гордостью этих стен, напомнила Елена Куракина:

Вы не найдете в стране ни одного профессионального творческого коллектива или музыкального учебного заведения, где бы не было выпускников нашей академии.

Высокий международный имидж Белорусской государственной академии музыки подтверждается теми гостями, которые съехались поздравить БГАМ с юбилеем – среди них руководители Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Саратовской государственной консерватории им Л.В. Собинова, Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, Академии хорового искусства имени В.С. Попова (Москва), Национальной музыкальной консерватории (Иорданское Хашимитское Королевство), Государственной консерватории Узбекистана, Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.

Гости прибыли, несмотря на все сложности экономической и политической ситуации, и привезли с собой не только традиционные поздравительные адреса, но и множество подарков, некоторые из них имеют прямое отношение к Беларуси. Так, в Саратовской государственной консерватории им Л.В. Собинова обнаружили личное дело композитора Николая Аладова – одного из первопроходцев национальной композиторской школы Беларуси. Композитор и музыкальный педагог преподавал в Саратове в эвакуации в годы Великой Отечественной войны. В архиве саратовского музыкального вуза также обнаружились его ноты – эти артефакты были переданы в дар Белорусской государственной академии музыки: знаковый подарок к 90-летию, ведь Николай Аладов входит в число основателей нашей консерватории.

Александр Соловьев, ректор Академии хорового искусства имени В.С. Попова подчеркнул глубокую связь между нашим вузом и московским – причем, связь историческую:

С большим волнением и радостью хочу передать слова поздравления от профессорско-преподавательского состава и сказать о том, что мы очень горды заключенным соглашением о сотрудничестве между нашими вузами. Академия хорового искусства имени В.С. Попова существует всего 30 лет, но наша история ведет свое начало с далекого 1944 года, когда легендарный Александр Свешников основал Московское хоровое училище – именно здесь находится точка пересечения наших творческих судеб, поскольку патриарх белорусского хорового дела Виктор Ровдо проходил обучение у Свешникова. И Свешников заметил молодого Ровдо и пригласил его преподавателем в Московское хоровое училище: у нас хранится его личное дело, он был хормейстером русского хора, а затем на протяжении многих лет возглавлял кафедру хорового дирижирования Белорусской консерватории. Вспоминаю, как в прошлом году мы отмечали 100-летие этого великого музыканта – не случайно название концерта было «Хор как судьба»…

И таких связей великое множество - с Москвой или Петербургом они исторические, еще советских, довоенных времен, с Казахстаном выстраивались в годы Великой Отечественной, иные контакты только налаживаются, но уже обещают большую творческую дружбу между вузами, их преподавателями и студентами.

Одни стены без людей – ничто, это хорошо понимали в академии музыки в любой период ее истории и понимают сейчас, год за годом привлекая к преподаванию ведущих артистов Беларуси, подлинных звезд академической сцены, которые с радостью соглашаются поделиться опытом с молодыми музыкантами, подготовить себе смену.

- Тот коллектив, который сейчас сложился в консерватории – это лучшие профессиональные музыканты нашей страны, – подчеркивает Елена Куракина. – Каждое десятилетие в консерватории сосредотачиваются самые талантливые, самые подготовленные и самозабвенно отданные профессии люди. Очень многие наши музыканты либо совмещают педагогическую деятельность с артистической. Нельзя здесь не упомянуть наших уважаемых педагогов вокально-хорового факультета, работающих в Большом театре – народных артистов Владимира Громова и Анастасию Москвину, заслуженную артистку Оксану Волкову, режиссера Анну Моторную… Среди профессоров кафедры специального фортепиано – два блестящих солиста, Игорь Оловников и художественный руководитель Белгосфилармонии Юрий Гильдюк, которые многие годы успешно совмещают артистическую карьеру и педагогическую работу.

Краеугольный камень любой системы образования – преемственность поколений и передача принципов школы, напомнила Елена Куракина, тем более, образования музыкального или художественного:

Музыкальное образование может строиться только на личном контакте ученика и педагога, этот личный контакт не заменят ни онлайн-курсы, ни учебники, руку не поставить по интернету – вернее, можно долго и подробно объяснять, но проще один раз показать. Именно поэтому у нас в классе всегда два рояля – для студента и для профессора. Поэтому передача знаний, умений, навыков, того, что называется невербальной информацией, из поколения в поколение – это сердцевина музыкального образования, и консерватория эту задачу выполняет успешно. Более того, мы заботимся о том, чтобы собрать у себя самых талантливых ребят, а этот процесс не ограничивается только вступительной кампанией – он начинается гораздо раньше: наши профессора и преподаватели ведут очень активную профориентационную работу, едят по колледжами и школам Беларуси, по разны регионам, чтобы собрать тех, кто действительно должен посвятить свою жизнь музыкальному искусству.

Благодаря этой практике в Белорусской государственной академии музыки смотрят в будущее с оптимизмом – поток талантливых молодых музыкантов в Беларуси никогда не иссякнет.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter