Мюнхенский выговор

Крутой обмен мнениями
Крутой обмен мнениями

Вот интересно, что двигало немецким издателем фон Кляйстом, когда он четыре десятилетия назад впервые пригласил ведущих политиков и военных, ученых и журналистов обсудить проблемы международной безопасности в Мюнхен, город, где так катастрофически не удавались решения вопросов войны и мира? Возможно, это была попытка улучшить старый «коричневый» имидж баварской столицы. Казалось, эта задача уже выполнена. Особенно после того, как в 90–е годы форум перестал быть корпоративной ассамблеей НАТО и к дискуссии подключились другие государства. В том числе и Беларусь, которую на прошлой неделе в Мюнхене представлял министр иностранных дел Сергей Мартынов. Новую и пока загадочную страницу в историю Мюнхена вписал Президент России. 32–минутное выступление Владимира Путина некоторые традиционно «подозрительные» по отношению к России наблюдатели сравнивают то с фултоновской речью Уинстона Черчилля, намекая на объявление «холодной войны–2», то с не менее известным выступлением в ООН Н.С.Хрущева, где США вознамерились показать «кузькину мать».

Владимир Владимирович был очень корректен, ничего не говорил о «железном занавесе» и, само собой, не стучал ботинком по трибуне. Но его слова превратили по–дипломатически скучное мероприятие в событие номер один в мире. Чем же так удивил Мюнхен российский Президент?

Он сообщил не так уж много нового, например, то, что «предлагавшийся после «холодной войны» однополярный мир не состоялся».

— Кому это понравится?! — спрашивал российский Президент, имея в виду нынешний миропорядок. Спрашивал не американских сенаторов, окружавших сидевшую в первом ряду Ангелу Меркель, а саму германского канцлера и других важных европейских политиков. Это был очень серьезный вопрос — американская политика нравится немногим... Но еще больше не нравится, когда об этом говорит Москва. Британская «Файнэншл таймс» сделала вывод: «Если Путин и намеревался углубить раскол в НАТО, его агрессивное выступление привело к противоположному эффекту. Впервые почти за десятилетие высокопоставленные политики, дипломаты и министры обороны 26 стран НАТО сумели сомкнуть ряды перед лицом общего врага. Фактически появление старого доброго русского пугала, с которым можно бороться, принесло облегчение...»

С нашей точки зрения, Президент России зафиксировал то, о чем следовало бы сказать и раньше: США и Россия вступили в острую фазу геополитического соперничества. И справедливости ради — вина Москвы в том, что «не срослось», несоизмерима с «заслугами» Вашингтона. Без очков видно, что «направленный взрыв» Путина был реакцией на недавнее заявление министра обороны США Роберта Гейтса в конгрессе, что «кроме ведения войны с глобальным терроризмом, необходимо противостоять угрозам, с которыми сталкиваются США из–за ядерных амбиций Ирана и Северной Кореи и нечетких позиций таких стран, как Россия и Китай, которые к тому же занимаются наращиванием вооружений».

Сам м–р Гейтс, присутствовавший в зале мюнхенского отеля «Байеришер Хоф», так прокомментировал Владимира Владимировича:

— Мы все сталкиваемся с множеством общих проблем и вызовов, которые должны решаться в партнерстве с другими странами, в том числе с Россией. Одной «холодной войны» было вполне достаточно.

Объяснение такой более или менее мирной реакции нужно искать во внутренней политике США. Делая жесткие заявления по России в конгрессе, Гейтс оправдывал беспрецедентный многомиллиардный бюджет для Пентагона. Одной непопулярной иракской войны законодателям было недостаточно, вот и прибегнул к «старой доброй» угрозе с Востока. Хотя нельзя, конечно, отрицать, что в последние годы интересы Вашингтона и Москвы на международной арене сталкиваются все чаще.

...Пресс–служба МИДа сообщает о ряде двусторонних встреч министра иностранных дел Сергея Мартынова в Мюнхене, на которых обсуждались различные аспекты сотрудничества во внешнеполитической сфере, а также место Беларуси в европейской и мировой архитектуре безопасности. Проблематика, которая волнует Европу, вполне прозрачна — все государства континента сталкиваются с похожими проблемами. У нашей страны важная роль в обеспечении безопасности Европы — в том, что касается нелегальной миграции, трансграничной преступности, транзита энергоресурсов и т.д. Эти вопросы требуют совместного обсуждения и с Россией, и с европейскими партнерами.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter