Мюнхенская конференция по безопасности завершилась

Подводя итоги Мюнхенской конференции по безопасности, ее председатель Вольфганг Ишингер констатировал: «Все-таки система каким-то непостижимым образом функционировала». При этом он имел ввиду мир, который конференция пытается анализировать, а проанализировав, улучшить. Анализ удается, улучшение – пока нет. В прошлом году доклад, изданный накануне конференции, назывался «К краю пропасти и обратно». В этом году – «Большой пазл: кто подберет части?» Означает ли это, что миру не удалось отойти от края пропасти и он рассыпался на части? Похоже, именно так.

Собирать рассыпавшийся мир желающие как будто есть, но их больше, чем мир готов вынести. Соединенные Штаты в лице вице-президента Майкла Пенса, приехавшего в Мюнхен, прямолинеен: следуйте за американским лидерством. Следуйте за американским лидерством и откажитесь от ядерной сделки с Ираном. Это поставит безопасность Европы под угрозу? А какое США до этого дело? Следуйте за американским лидерством, откажитесь от «Северного потока-2» и покупайте американский сжиженный газ. Ну и что, что он дороже? И так далее по списку. Майкл Пенс напоминал проповедника, у которого есть ответы на все вопросы.

Ангела Меркель говорила о том, что Германия будет строить «Северный поток», что постарается сохранить иранскую ядерную сделку, и что «Россия останется нашим партнером». Она много говорила о мультилатерализме, это вообще было доминирующей темой конференции: выживать всем вместе или каждый сам по себе? Все повторяли, что выжить можно только вместе. Но подходы разнились кардинально.

И вот на фоне, не побоюсь этого слова, раздрая премия имени фон Кляйста, которая ежегодно вручается за вклад в объединение Европы в самом широком смысле этого слова, ушла к двум лидерам – премьер-министрам Греции Алексису Ципрасу и Северной Македонии Зорану Заеву. Чтобы Македония стала Северной и подала заявку на вступление а НАТО, каждому из этих руководителей пришлось пройти свою часть пути к сближению, и это было непросто. «Они показывают, зачем мы собираем этот пазл, зачем нам нужна дипломатия», – отметил Вольфганг Ишингер. И напомнил о двух других руководителях, «которые поступили не так, как поступают другие лидеры – у них хватило мужества оказаться бок о бок на одной сцене и обсудить свои противоречия». Это президенты Сербии Александр Вучич и Косово Хашим Тачи. Но они были, скорее, исключением, чем правилом. В этом году острых дискуссий в Мюнхене было меньше, чем обычно – мы обсудили это с коллегами-журналистами, и все констатировали это с сожалением. Противоречия становятся острее, градус дискуссий снижается – жаль. По-настоящему эмоциональным было лишь выступление министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, но он этим как раз славится. Более эмоциональной, чем обычно, была канцлер Германии Ангела Меркель – теперь она может себе это позволить.

«В Европе много чего происходит, Европа жива, Европа бодрствует», – говорит Вольфганг Ишингер. Но судьба ее, кажется мне, определяется уже не самой Европой. Ей не хватает мужества стать самостоятельной.

Собкор «СБ» в ЕС

Мюнхен

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter