Мысли сложно обогнать

«Тур де Франс» еще только стартовал, а наши велосипедисты уже установили рекорд...

«Тур де Франс» еще только стартовал, а наши велосипедисты уже установили рекорд. Еще никогда белорусское представительство на дистанции самой престижной веломногодневки не было столь серьезным. Причем удивить на каком–либо из этапов может и Александр Кучинский из российской «Катюши», и уже не раз подтверждавший свой класс Василий Кириенко из испанского «Мовистар»... Но основное внимание стоит все же уделить Евгению Гутаровичу. Рассуждая о перспективах минчанина, можно вспомнить, например, как два года назад он сенсационно победил на этапе не менее популярной, чем французская «петля», испанской «Вуэльты». Можно принять во внимание и тот факт, что руководство французской «Де Же» именно белоруса объявило официальным лидером на нынешнем «Туре», заявив, что команда будет работать исключительно на него. И это при том, что к легионерам в составе фактически «национального» клуба французы традиционно относятся скептически. Но главная причина не терять из виду майку чемпиона Беларуси — Олимпиада.


Последний раз в шоссейных видах на Играх белорусы поднимались на пьедестал в 1980–м, когда Олег Логвин стал олимпийским чемпионом. После него были еще четвертые места Игоря Пастуховича и Игоря Патенко в Барселоне–92, но медальные акценты постепенно сместились на трек. По мнению многих — незаслуженно. И в Лондоне Евгений Гутарович намерен дать серьезный бой стереотипам.


— Трековикам у нас традиционно уделяют больше внимания. И рекламы вокруг них больше, и поддержка у них сильнее. Я независтливый. Но во всей этой ситуации меня волнует лишь, что деньги для трека зачастую забирают из шоссе. Кто решил, что там они нужнее? Потенциал на шоссе огромный! И три лицензии на лондонскую Олимпиаду — тому подтверждение. Но все уверены, что шоссейники и в клубах неплохо зарабатывают, на Олимпиаде от них ждать особо нечего, а значит, и без финансирования обойдутся.


Клубная система действительно накладывает свой отпечаток на расстановку приоритетов на шоссе. Это на треке чемпионат мира и Олимпиада — старты, от которых зависит карьера. У шоссейников ценности другие. Участие и тем более победа на «Тур де Франс» или «Джиро д’Италия» ценятся в их среде куда выше мировых и даже олимпийских наград. И в этом, считает Гутарович, кроется одна из «объездных дорог» на пьедестал.


— Для европейцев Игры — турнир если не второстепенный, то уж точно не единственная цель в жизни. А вот для спортсменов из постсоветских стран Олимпиада — по–прежнему номер один. Да, я, например, тоже очень хочу выиграть знаменитую гонку «Париж — Рубе». Или блеснуть на «Туре». Но нас ведь с детства как настраивали: «Игры — самое главное в жизни». Поэтому и главные надежды в нынешнем сезоне я связываю все–таки с Олимпиадой.


В прошлом году в Лондоне состоялась традиционная репетиция олимпийской гонки. Тестовые соревнования на трассе, которая через месяц распределит награды Игр. Победу весьма предсказуемо одержал Марк Кавендиш. Британский спринтер, которого на домашней трассе считают главным фаворитом. Интересно, что свою двухлетней давности победу на этапе «Вуэльты» Евгений Гутарович одержал именно в очном соперничестве с «Мэнским экспрессом». Колесо к колесу они не раз сойдутся и на дистанции нынешнего «Тура», где британец защищает свой прошлогодний титул победителя очковой классификации в составе новой команды «Скай». А вот потягаться с Кавендишем на олимпийской трассе Гутаровичу не удалось.


— Нашу федерацию на предолимпийский старт не пригласили. Почему — непонятно. Международный союз велосипедистов, насколько мне известно, просто не прислал соответствующее письмо. Это было странно: в той гонке участвовали немало  спортсменов, которые априори не смогут претендовать на награды. Побоялись? Попытались помешать? Впрочем, я и без «пристрелок» знаю, что шансы на медаль в Лондоне у меня есть. В Англии нет больших гор — не специально же их к Олимпиаде насыпать. Так что большую часть дистанции придется ехать по равнине, где преимущество будет у спринтеров. То есть как раз мой вариант. Да, главным фаворитом наверняка будет Кавендиш: его за все время в личном соперничестве удавалось обойти лишь нескольким гонщикам. Но ведь и я вхожу в это число!


Для Гутаровича нынешний «Тур де Франс» начался в Гродно. Титул чемпиона Беларуси руководство «Де Же» назвало главным условием для включения в основной состав команды. Женя выиграл, но упорная борьба за майку с вкраплениями цветов белорусского флага (отличительный знак лучшего гонщика своей страны) дала еще один повод с оптимизмом смотреть в будущее. Ведь, как ни крути, соревнования на шоссе — спорт командный. При всем при том, что на пьедестал поднимаются лишь отдельные гонщики, за каждой победой стоит работа целой группы тех, кто по долгу службы должен «таскать рояль» и обеспечивать лидеру возможность для победного рывка.


В Лондоне белорусы будут ехать «на Гутаровича». Так решили на общем собрании команды. «Мы обсудили с ребятами наши перспективы и пришли к выводу, что олимпийская трасса больше подходит для меня», — объясняет Евгений, добавляя, что такое добровольное жертвование личными амбициями ради команды на дистанции может творить чудеса.


— Я — спринтер. Моя роль — финишная. На последних метрах выдать все, на что способен. А для этого очень важна хорошая команда, которая «везла» бы меня всю гонку, помогала и работала на этот результат, забыв о собственных амбициях. У нас сегодня есть несколько гонщиков высочайшего класса. Константин Сивцов, Василий Кириенко, Александр Кучинский, Бронислав Самойлов... По большому счету, каждый из них мог бы претендовать на олимпийскую медаль, и, например, на «Тур де Франс» каждый может победить на каком–то из этапов. Но в Лондоне, я уверен, никто не будет тянуть одеяло на себя. А медаль... Думаю, мы этот вопрос решим. Призовые точно поровну разделим — я нежадный. Но для начала нужно хоть что–нибудь выиграть.

 

Сивцову сломали планы

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter