«Самая трудная для понимания вещь на свете — это подоходный налог», — говорил Альберт Эйнштейн

Мысли о деньгах

«Самая трудная для понимания вещь на свете — это подоходный налог», — говорил Альберт Эйнштейн. И судя по тому, каким количеством мифов и заблуждений окутана наша налоговая система, это утверждение явно имеет право на жизнь.



Неудивительно. В Беларуси в отличие от большинства европейских стран значительная часть системы налогообложения сокрыта от глаз простых людей. Население видит только верхушку айсберга — сумму подоходного налога в расчетном листе. И в результате не может представить, сколько денег приносит в государственный бюджет в результате своей работы. Ведь часть налогов уплачивается работодателем, существуют косвенные налоги, различные пошлины и акцизы.

Судя по приводимым в ходе многочисленных дискуссий аргументам, в обществе существуют две точки зрения на этот вопрос, и приверженцы каждой из них чересчур склонны впадать в крайности. Первое широко распространенное мнение гласит: наши налоги — одни из самых высоких в мире. В качестве главного аргумента его защитники просто суммируют ставки по наиболее известным сборам и, получая в некоторых случаях более 80 процентов, возмущаются непомерному налоговому бремени.

Сторонники противоположного взгляда на проблему применяют похожий метод для западных стран. Они берут максимальную ставку подоходной шкалы налога (к примеру, во Франции до недавнего времени она составляла 70%), сравнивают ее с местным подоходным в 13% и утверждают, что наши налоги — самые гуманные если не в мире, то в Европе точно.

Обе эти точки зрения неверны. Помимо собственно ставки, существует также понятие налоговой базы — то есть суммы, к которой она применяется. Так, например, в Австрии, несмотря на размер максимальной налоговой ставки в 50%, первые 11.000 евро в году налогом не облагаются вовсе. А «уполовинивается» только та часть доходов, которая превышает 60.000 евро в год. Кроме того, и у нас, и во многих других странах имеется целая система налоговых вычетов и льгот, которая зачастую позволяет значительно уменьшить уплачиваемую сумму, а порой и вовсе ее обнулить.

Естественно, эти и многие другие нюансы невозможно учесть при попытке подсчитать на пальцах и сравнить налоговую нагрузку в разных странах. Влияние косвенных налогов, таких как НДС, при столь примитивном подходе не поддается даже очень грубой оценке. Однако это не означает, что сравнить различные системы не получится. Специалистами давно разработаны и применяются различные методики, которые позволяют подсчитать общую налоговую нагрузку на экономику. Основная из них — удельный вес налогов в ВВП. Этот показатель в 2013 году у нас составил 27,2% (без учета взносов в фонд соцзащиты), что среди европейских стран можно назвать средним уровнем — где–то рядом с Польшей, Италией и Литвой.

Кроме того, в снижении налоговой нагрузки достигнут определенный прогресс. В середине 2000–х наше налоговое бремя было одним из самых тяжелых в мире, мы уступали только Скандинавии и еще паре европейских стран. В 2008 году удельный вес налогов в ВВП составлял 36,1%. Однако такое положение дел было обусловлено высоким экономическим ростом. Классика экономической теории даже советует в таких случаях во избежание высокой инфляции налогами изымать часть прибыли из экономики. Но начиная с 2009 года налоговая нагрузка постепенно снижается, что в точности совпадает с начавшимся в мире спадом деловой активности. Это грамотно.

Но очень незначительная часть населения декларирует доходы и налоги. Даже подоходный налог с зарплаты обычно автоматически платит предприятие. Поэтому большинство граждан не обращает на него внимания. Конечно, такая система несравнимо удобнее той, что принята в США и других развитых странах, где каждый самостоятельно занимается пополнением государственного бюджета. Однако тут есть определенный плюс: при этом работник точно знает свою долю в финансировании госрасходов. Даже в чеках из магазина видит, сколько денег из потраченных на покупки забрало себе государство и в какой конкретно из его многочисленных карманов они пойдут.

Возможно, именно из–за того, что мы пребываем в неведении относительно того, какие суммы каждый из нас постоянно отдает государству, очень часто приходится слышать требования сделать все вокруг бесплатным. Особенно много дискуссий вокруг проезда в общественном транспорте и стоимости жилья. Пожалуй, если бы все цифры были у нас постоянно перед глазами, то мы относились бы с большей ответственностью к выбору приоритетных направлений бюджетных расходов.

ivan.syulzhin@yandex.ru

Советская Белоруссия № 122 (24752). Вторник, 30 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter