Мышеловка вместо жилья

Перезрелый рецидив закона Так называемое пирамидальное мошенничество за последние 20 лет стало в России нормой жизни. Привыкли, как к осенней слякоти, снежным заносам, весеннему паводку. Сначала были финансовые и чековые пирамиды. Строители капитализма, накопители первоначального капитала, собрали деньги с миру по нитке, спрятали в надежном месте и обанкротились строго по процедуре, предписанной Гражданским кодексом. После процедуры деньги поделили. Вкладчикам – утешение правами. Конвейер. Одни юристы пишут законы и нормы, другие юристы по этим нормам сочиняют клиентские договоры, а третьи по тем же нормам банкротят частные предприятия. Обманутый пирамидами народ помитинговал, да и успокоился, надеясь, что государство впредь не допустит сугубо законного произвола банкиров в отношении вкладчиков. Ан нет, жив курилка!

На смену банковским пирамидам пришли строительные. Система та же. Изъяли у граждан деньги в строгом юридическом соответствии с ГК. Затем, не выполнив обязательств, но припрятав заблаговременно и надежно «первоначально накопленный капитал», обанкротились и растворились. Обманутые дольщики и соинвесторы до сих пор ищут у власти защиты своих прав и денег. У демократической власти, а значит, народной. Вина хозяев строительных пирамид очевидна и квалифицируется как хищение в форме мошенничества. Но мнения высоких чиновников, назначенных контролировать строительный бизнес со всеми его формальностями по землеотводу и надзору, разделились.
Главный строитель Москвы сказал с телеэкрана: «Эти люди, как крысы в мышеловке с бесплатным сыром. А если было два дольщика или соинвестора на одну квартиру, то, значит, две крысы на один кусок сыра». Потом он поправился, пообещав решить задачу по справедливости. Между прочим, «крысы» сполна заплатили пять – семь лет назад за жилье по рыночной цене, а теперь остались на улице. Но обещать – не жениться. Вице-губернатор Московской области Алексей Пантелеев заявил 10 января 2006 года на пресс-конференции: «Я уверен, что до конца января 2006 года все вопросы переуступки прав будут решены и люди получат документы на гарантированное жилье». Спустя год реальных изменений не произошло. Значит, кто-то есть еще выше. Выше – Президент России. Владимир Путин в ходе пресс-конференции на прямо поставленный вопрос ответил: «Надо решать эту проблему». Чиновники даже не шелохнулись.
Наконец за решение проблемы взялся лично сам Анатолий Кучерена, доктор юридических наук, профессор, почетный юрист Москвы, член Общественной палаты РФ. В 1999 г. он защитил диссертацию по самой актуальной в то время теме «Административная юстиция в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации». Ну в самый глаз! Политика у нас железная, вся из рычагов и механизмов, если приглядеться.
Кто вздувает цены
Цены на «доступное» жилье в Москве и прилегающей области, называемой Подмосковьем, за пять лет взлетели в семь – восемь раз. Что их так вздуло? Или кто? Главный строитель говорит, что рынок. И он прав. Именно вздутие рыночных цен показало монополизацию строительной индустрии. А цены подскочили, потому что появились покупатели с деньгами – спрос называется. Этот спрос сформировался в основном двумя факторами.
Первый – ипотечное кредитование. Фактор не самый главный, но надежный и хорошо разрекламированный властью. Ипотека не достигла желаемых объемов. Дорого, кабально, нет гарантированных доходов. Но она все же есть.
Второй – вложение излишков денег в бетонно-кирпичную недвижимость. Для строителей это Клондайк. Поскольку народ всякими чеками, облигациями, акциями и прочими бумагами сыт по горло, он предпочитает на излишки денег скупать впрок жилье и офисы на корню, которые дорожают, опережая инфляцию и рост по банковским вкладам. Квартиры и офисы застройщики продают оптом и в розницу, чуть ли не на стадии разметки котлована. Потом эта недвижимость перепродается или переуступаются права на нее несколько раз до сдачи объектов, принося немалую маржу и поднимая цены. Вырученные деньги опять вкладываются в новостройки. Золотой дождь снова поднимает цены. И такой оборот капитала пока не останавливается. Жилье и офисы возводятся настолько быстро, а деньги оборачиваются так оперативно, что перестали отделывать помещения. Их продают «сырьем» – без обоев, полов, сантехники, электроприборов.
Однако есть тут нюанс. В Москве, например, в новых домах заселяется от 20 до 50 процентов квартир. У населения нет денег. Собственниками остальных являются оптовые перекупщики. Поскольку цены растут за счет самих перекупщиков, вкладывающих капитал в новостройки как в кубышку, то происходит своеобразное замораживание денежных средств. Производители квартир работают на склад. Издержки на содержание пустующих неотделанных квартир компенсируются ростом цен и повышением квартплаты для заселившихся жильцов на 30–40 процентов. Такой вот застойный рынок. Между тем правительство Москвы гордо сообщает об увеличении квадратных метров на каждого москвича. Формально. Реально застой в обороте новых квартир чреват обвальными неприятностями.
Банкроты и мошенники
Строительные организации, инвестируемые за счет дольщиков и не связанные тесно с чиновничеством, стали банкротиться, не выдержав конкуренции с властью. Большинство из них стало прятать активы, готовясь к процедуре банкротства. Процедура банкротства стала механизмом «отмывания» присвоенных денег, рычагом мошеннической «пирамиды», выражаясь современным языком политиков. Причем весь процесс проходит под наблюдением официальных надзорных органов власти – от выделения участков под застройку до судебных разбирательств по делу о банкротстве. Более того, некоторые представители власти принимают непосредственное участие в «механизмах» банкротства по аналогии с их участием в рейдерских захватах перспективных компаний.
В ряде случаев к этому подключается прокуратура в соответствии с УПК, и всегда – суды. Процесс банкротства исключает переуступку прав другим компаниям, как это происходит, например, в случае с коммандитным товариществом «Социальная инициатива и Ко» и компанией «ПИК – Регион», взявшейся за решение проблемы. Инициативные группы дольщиков по ГК юридическими лицами не являются. Местная власть и закулисные игроки строительного рынка юридическими действиями способствуют банкротству и блокируют переуступку, ожидая спада общественного возмущения. В результате на узаконенном основании сотни тысяч людей в Российской Федерации понесли значительный материальный ущерб, который связан не столько с рыночным риском, сколько с правовым произволом или произвольным правом, кому как нравится.
Оказывается, чистить карманы и счета граждан можно законным образом, строго в соответствии со статьями ГК, УПК, правительственными решениями и идеологией реформирования экономики и права. И никакого криминала! Если правительство легко и безответственно периодически «реформирует» деньги, пенсии, объявляет какой-то загадочный дефолт всей стране, то почему «полный честный коммандитный товарищ» из КТ «Социальная инициатива и Ко», например, не может объявить «товарищеский дефолт» в своем кругу? Разве не логично? Элита – суть образец для подражания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter