Мыло требует пузырей

История, как многослойный торт: большие коржи - это история отдельных стран, поменьше - история войн и революций, начинка - история религий, покрытый глазурью и украшенный кремовыми цветами верх - история культуры.
История, как многослойный торт: большие коржи - это история отдельных стран, поменьше - история войн и революций, начинка - история религий, покрытый глазурью и украшенный кремовыми цветами верх - история культуры. А вот дорогая моему сердцу история повседневности, история быта - это пропитка, она придает всему изделию законченные вкус и аромат. Без нее - как без рук.

Май 1907 года. Погода хорошая. По минским улицам неспешно прогуливаются господа и дамы. Путь праздной публики лежит мимо аптеки господина Рафаловича, кондитерской братьев Захарьевых, новой молочной товарищества "Альфа", редакции газеты "Голос провинции". Возле редакционной конторы царит оживление, то и дело открывается и закрывается дверь - минчане приносят свои объявления для публикации.

"Молодая барышня ищет место кассирши или конторщицы, имеет солидные рекомендации. Адрес: гостиница "Ново-Берлин", нумер 6".

Подумать только: нет такого века, в котором молодые барышни не оказывались бы в затруднительном положении и не были вынуждены искать себе работу. Неквалифицированную - из-за отсутствия образования. Хорошо еще, что у данной барышни нашлись друзья, способные раздобыть солидные рекомендации.

"Бывший телеграфный рабочий убедительно просит предоставить ему занятие. Адрес: Три Корчмы (сейчас ул. Козлова), дом Шолома".

Хорошо сформулировано, в меру напористо и с должной серьезностью.

Объявление, созвучное сегодняшнему "сниму квартиру", в начале XX века выглядело так

: "Нужна квартира в 5 или 6 комнат с ванной и водопроводом. Желателен и сад. Заявления посылать на ул. Полицейскую (сейчас ул. Я.Купалы), дом 15, господину Розову".

И поскольку дачный сезон в разгаре, в газете много объявлений о сдаче в аренду загородных домов. В большинстве случаев они очень кратки. А вот одно из них скрупулезно перечисляет имеющиеся в наличии плюсы

: "Отдаются дачи со всеми удобствами, в расстоянии 1/2 версты от железнодорожной станции. Окна выходят в столетний парк, фруктовый сад, близость леса и реки, доставка к поезду на лошадях помещика. Там же можно достать самую свежую провизию".

А вообще объявления от частных лиц немногочисленны. Намного активнее торговые компании, нуждающиеся в рекламе своих товаров. Владельцы или просто агенты навещают редакцию регулярно (солидный человек не станет пользоваться телефонным аппаратом), их рекламой заполнена последняя страница "Голоса провинции".

Сейчас почитаем

: "ВИНО СЕН-ВИНСЕНТ. По своей приятности не уступает лучшим десертным винам. Превосходно на вкус. Предпочтительно потреблять в прохладном состоянии".

Имеется в виду, чтобы вино было в прохладном состоянии, а не тот, кто его потребляет, хотя...

Стыдливые оговорки "не пьянства ради, а токмо пользы здоровья для" присутствуют в рекламе всех без исключения спиртных напитков. Например, реклама одного импортного коньяка (не могу написать какого именно, т.к. он очень популярен и в наше время) заканчивается фразой

: "Коньяк необходим больным и выздоравливающим для подкрепления".

Короче - то, что доктор прописал.

А одеколон в то время не пили, во всяком случае таких сведений не сохранилось. Стоил он относительно дорого и, если верить рекламе, пользовался спросом только у прогрессивно мыслящей части общества.

"О-Де-Колон N 4711 (не очень поэтичное название) обладает несравненным ароматом и весьма освежающим действием и сделался необходимым предметом употребления для всего образованного человечества. Зелено-золотой этикет. Идеал всех духов".

Заканчивая парфюмерно-косметическую тему, поговорим о мыле. Его рекламировали часто и с удовольствием. И свойства ему приписывали, каких за ним отродясь не водилось.

"Белаго, Розавого и Желтаго цветов - ЛИЛЕЙНОЕ МОЛОЧНОЕ МЫЛО.

Всеми признанное туалетное средство для сохранения свежести, молодости и для устранения веснушек и всех нечистот лица. Чрезвычайно нежное, очень рекомендуемо для достижения белой и нежной кожи".

Включите телевизор, почитайте современные газеты - неужели можно сказать, что реклама мыла за век сделала хотя бы пару шагов вперед?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter