Открылся первый экспортный форум «Беларусь мясная»

Мясо в маске

Сегодня открылся первый экспортный форум «Беларусь мясная». Дискуссионная площадка собрала производителей и переработчиков мясной продукции, ученых и бизнесменов из разных стран. Представители нашей мясной отрасли узнают, на каких рынках и по каким правилам можно будет «играть» уже завтра. Смогут наладить отношения с дистрибьюторами и понять, наконец, что джекпот срывает только тот, кто продает высокомаржинальную  брендовую мясную продукцию. Что мешает?

Назовем вещи своими именами. Системно наш мясной рынок проигрывает в экономике. Десятки лет главным был прирост валовой продукции. Сегодня — прирост экспорта, точнее, экспортной выручки. Каковы доходы от зарубежных продаж? Зарубежных – сказано слишком туманно. Практически весь объем продукции поставляется в страны СНГ, в основном в Россию. В государства вне Содружества за первое полугодие поставили лишь 200 килограммов. В целом экспорт мяса и мясных субпродуктов вырос на 13 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2015 года — до 154,8 тысячи тонн. Но средняя цена за тонну продукции снизилась на 17,4 процента — до 2,058 тысячи долларов. 

Производители и переработчики мяса в отличие от молочников даже не сумели воспользоваться российским запретом ввоза продовольствия из ряда стран ЕС. Более того, сегодня  реально пока спасают заградительные меры: запрет на ввоз свинины из Польши. С их отменой мы запросто можем проиграть свой собственный рынок, если не удешевим сырье и готовую продукцию. Кстати, по этой же причине наши колбасы не пользуются ажиотажным спросом в  России. Дорого! 

Сегодня соседний рынок практически не нуждается ни в нашей свинине, ни в мясе птицы. А небольшой прирост экспортных продаж говядины погоды не делает. Тем не менее, российские эксперты мясного рынка считают, что у нашей страны есть большие шансы значительно прибавить в экспорте замороженного мяса крупного рогатого скота, но основная проблема — неэффективная маркетинговая стратегия.

Рискну утверждать, что на наших прилавках лежит некий массовый мясной продукт в непривлекательной пленке. Есть некоторые вкрапления частной переработки в более яркой упаковке. Так что мы можем предложить избалованным зарубежным рынкам?

Польша и Германия славятся своими колбасками, качество и вкус которых остаются неизменными на протяжении десятилетий, зато постоянно изменяется ассортимент. В  Украине главный мясной бренд —  сало. В стране создаются музеи этого продукта, слагаются легенды и мифы в его честь. Словом, практически каждая страна славится каким-то своим особым продуктом. 

В нашей стране ставка сделана на триаду: свинина, курятина и говядина. Баранины, крольчатины, индейки, утки крайне мало, эти виды мяса очень дорогие и слабо пропагандируются среди населения. Об экспорте пока даже и мыслей нет. Любопытно, исследуют ли маркетинговые службы мясокомбинатов, чего хотят потребители Беларуси, России,  Китая, стран Африки, иных перспективных рынков?

Беда в том, что пришла она, откуда ее и не ждали. «Мясники», впрочем, как и многие другие, долгое время избалованные заботой и защитой государства, не особо заботятся о сбыте собственной продукции.  Нередко на комбинатах нет нормальной транспортной тары и упаковки, в смешном состоянии работа сбытовых служб и отсутствие информации о тенденциях на внешних рынках. В результате получаем претензии Россельхознадзора. Неудивительно, что умудряемся «успешно» терять и рынки, и деньги. А соседние производители так же успешно этим пользуются. Рассказывают, что сейчас, к примеру, набирает обороты продукция под  торговой маркой «Белорусский купец». Она производится и реализуется в России в сети магазинов «Белорусские продукты». Больше половины там может продаваться либо контрафактная, либо местная продукция, усердно маскирующаяся под белорусскую.

В двери давно стучится и другая проблема. Российский рынок нам знаком, если не сказать родной. И то спотыкаемся на каждом шагу на ровном месте. Что говорить о европейском и других! Не секрет, что до сих пор специалисты наших мясокомбинатов не слишком хорошо разбираются даже в тамошних регламентах и требованиях. Хуже того,  на высококонкурентных рынках мы нередко беззащитны и беззубы, особенно на фоне достаточно агрессивно действующих компаний, к тому же подключающих административный ресурс. А ведь нам грех жаловаться. Беларусь не хуже других защищает свой мясной рынок. Но если вступим в ВТО, а рано или поздно это случится,  наш покупатель вместо белорусской с удовольствием отведает баварскую колбаску. И польского зайца в сметане.

Так что сегодня на форуме есть первая возможность собраться и поделиться наиболее оригинальными идеями и стратегическими планами.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter