Мягко и обтекаемо

В марте «Р» опубликовала критический материал «Бестактно и бесцеремонно…»  о том, как семья витебчанки, исправно оплачивавшая коммунальные услуги в течение 15 последних лет, волею мастера ЖЭУ и слесаря-сантехника оказалась в разряде злостных неплательщиков

Именно так отписались  витебские  чиновники на  статью  «Бестактно  и  бесцеремонно…»

В марте на страницах «Р» был опубликован критический материал «Бестактно и бесцеремонно…»  о том, как семья витебчанки, исправно оплачивавшая коммунальные услуги в течение 15 последних лет, волею мастера ЖЭУ и слесаря-сантехника оказалась зачисленной в разряд злостных неплательщиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Объектом для проявления излишней ретивости работников ЖЭУ № 5 Железнодорожного  района Витебска гражданка Л. стала после того, как  на один месяц задержала платеж. Причина задержки – установка счетчиков на холодную и горячую воду, что потребовало значительных затрат из семейного бюджета. В следующем месяце витебчанка планировала рассчитаться сразу за два периода и погасить начисленную за просрочку сумму пени. Вот только сделать этого не успела. За неделю до определенного законом срока без каких-либо предупреждений к ней с угрозами отключения явились сотрудники жилищно-эксплуатационного управления. Причем ни у одного из них не оказалось служебного удостоверения. Бесцеремонное поведение незваных гостей и их бестактные комментарии, касающиеся материального достатка семьи, вызвали у хозяев некоторые сомнения. Тем более что в городе в то время было зарегистрировано несколько случаев квартирных грабежей, совершенных лицами, которые представлялись пострадавшим сотрудниками горгаза или коммунхоза. Вспомнив о предупреждениях правоохранительных органов, регулярно звучавших в радио- и телеэфире, хозяева посчитали за лучшее вызвать сотрудников милиции. Чуть позже  они написали жалобу в адрес ЖРЭТа… 

К сожалению, официальный ответ, который получила редакция после публикации статьи, так и не смог внести ясность в конфликтную ситуацию. Прочитав его, впору вспомнить многочисленные отклики наших витебских читателей, которые исходя из собственной практики единоборства со службой коммунального сервиса, в один голос утверждали: спорить с представителями данной отрасли бесполезно. Вопреки всяческой логике последние отстаивают свою правоту всегда и во всем. Требуя беспрекословного выполнения всех обязательств со стороны жильцов, сами коммунхозы не стесняются нарушать данных обещаний. Так же, как и игнорировать соблюдение законных интересов обслуживаемого населения. Чем можно объяснить, например, факт начала капитального ремонта  заселенной многоэтажки вместе с наступлением зимы? Согласитесь, это малоприятная для обитателей квартир, особенно пенсионного возраста, процедура – замена оконных блоков в декабре. Но люди уже привыкли к подобным казусам. Тем более что жильцы вышеназванного дома № 52 по проспекту Фрунзе счастья этого зимнего капремонта  ждали более 40 лет.  Вряд ли  собирается ЖРЭТ Октябрьского района извиняться и перед жителями соседней пятиэтажки под номером 44, которым в ответ на обращения вот уже 3 года подряд сообщается, что долгожданный капремонт их старейшего в городе 46-летнего панельного дома планируется в 2006 году. Указанный год уж канул в Лету, а обещанных работ, судя по всему, в ближайшем будущем не предвидится. Чем же, как не простой отпиской, можно считать официальный ответ за подписью управляющей КУП ЖРЭТ Октябрьского района в адрес республиканской газеты от 14 марта 2005 года за номером 1350/01, где сообщается: «Дом № 44 по проспекту Фрунзе включен  в программу тепловой модернизации на 2006 год»? Куда девалась та самая программа? Чуть позже заместитель генерального директора УКПП «Витебское городское жилищно-коммунальное хозяйство» Р.А.Чумакова информировала «Рэспублiку» о том,  что жалоба жильцов вышеназванного дома на разваливающиеся балконы и крыльцо одного из подъездов принята к сведению — крыльцо отремонтируют, опасная зона под балконами будет ограждена, ветхие балконные сооружения обследуют специалисты ОАО «Стройкомплекс».  Что сделано спустя шестнадцать месяцев? Крыльцо второпях залили раствором в морозный день накануне Нового года, и оно опять требует ремонта. Под разваливающимися тяжеловесными бетонными плитами продолжают играть дети, а капитальный ремонт, на который ссылались чиновники, обещая привести балконы в надлежащий вид, как мы уже говорили, перенесен на неопределенный срок. В доме № 35 по Московскому проспекту долгие месяцы, несмотря на жалобы жильцов, коммунальные службы не могли (или не хотели?) остановить самовольные перепланировки квартир. 

Перечисленные случаи всего лишь маленькая толика тех нареканий в адрес коммунальщиков, которые довелось лично услышать и увидеть. Но вернемся к инциденту с квартиросъемщицей, позволившей себе смелость один раз не оплатить вовремя коммунальные услуги. Первый заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Витебского обл-исполкома И.П.Никоненко сообщает редакции, что «в целом по Витебску просроченная задолженность населения составляет 2,6 миллиарда рублей, то есть 9640 собственников и нанимателей жилых помещений не платят за полученные коммунальные услуги длительные периоды времени… С начала года неплательщикам области выслано 42 тысячи предупреждений…»   Интересно, почему вместо получения аналогичного предупреждения (в соответствии с постановлением Совета Министров оно должно высылаться по истечении двух месяцев просрочки платежа) наша героиня уже через месяц была вынуждена принимать в доме нежданных гостей? Быть может, «ускорение процесса» со стороны работников ЖЭУ производилось для пущего ее устрашения? Наверное, более обоснованным такое поведение было бы в отношении тех самых  9640 постоянных должников, о которых упоминается в ответе. Вот только в квартиры последних коммунальщики особо не торопятся – знают, что с подобного контингента и взятки гладки. При том, что отдельные граждане годами отказываются оплачивать квартплату, по области выселено всего 9 человек. Остальные ухитряются наращивать суммы долгов. В результате жители Витебщины должны коммунальной службе уже 10 миллиардов рублей. Причем с начала года эта сумма увеличилась на 900 миллионов. Быть может, силы взыскателей, как в случае с гражданкой Л., распыляются не туда, куда следует? Например, на одной лестничной площадке с автором этих строк проживает неработающий гражданин, уже свыше двух лет не оплачивающий платежи. Неплохо так себе живет… По крайней мере, на спиртное и проведение ежедневных массовых попоек денег у него всегда хватает. При долге в 2,6 миллиона услугами пользуется, в суд не ходит, переселяться не собирается, «чужих» людей в жилище не пускает. 

«Целью посещения квартиры гражданки Л. было не взыскание задолженности или отключение коммунальных услуг, а предупреждение о необходимости своевременной оплаты. Из беседы с мастером ЖЭУ-5 и слесарем-сантехником, а также согласно их объяснительным запискам видно, что в квартиру им предложил зайти хозяин, противоправных и бесцеремонных действий работники ЖЭУ не совершали…»— гласит официальное письмо. Вот так да… При подготовке ответа никто даже не пожелал встретиться с оскорбленным клиентом, чтобы узнать его версию случившегося. Это что, ведомственная презумпция невиновности или защита чести мундира? Как бы то ни было, но никто пока не опровергает того, что слесарь-сантехник, явившийся в квартиру якобы для того, чтобы провести «разъяснительную беседу»,  позволил себе обсуждение материального достатка «провинившейся» семьи и экскурсию в ванную комнату. Кто прав и кто виноват на самом деле? Об этом трудно судить управлению жилкомхоза, опирающемуся только на версию, изложенную своими подчиненными. Но вряд ли кто поверит в то, что, вызывая сотрудников милиции и оформляя длинную запись в жалобной книге, хозяйка квартиры – инспектор одного из государственных учреждений города — просто руководствовалась  желанием поразвлечься. 

Единственное, что признали чиновники, это факт отсутствия у отдельных сотрудников ЖРЭТа удостоверений личности. На данный момент, по их утверждению, необходимое количество бланков приобретено и удостоверения выданы… 

Насколько силен сегодня авторитет коммунальной службы, необходимость коренных перемен в работе которой уже неоднократно отмечалась на государственном уровне? Нет сомнений, что ответ на данный вопрос содержится не в витиеватости официальных отписок, не в количестве данных обещаний и не в перечислении существующих проблем, а прежде всего в отношении к людям. Именно их глазами руководство страны оценивает дееспособность той или иной системы. Они, обыкновенные горожане и сельчане, о комфорте проживания которых призваны заботиться работники коммунальных служб, имеют гарантированные  права на тактичное отношение, профессиональный подход к своим нуждам и получение качественных услуг. Есть закон, и его нужно соблюдать. Жаль, что до сих пор, несмотря на многочисленные законодательные акты, предусматривающие строгую ответственность за формализм и бюрократию, далеко не все должностные лица смогли это понять и прочувствовать… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter