Выведываем кухонные тайны «Дела вкуса»

«Мы знаем о картошке больше, чем картошка сама о себе»

Корреспондент «СГ» выведала кухонные тайны «Дела вкуса»
ДВА РАЗА в неделю они собираются в небольшой уютной студии, полностью оборудованной для настоящей хозяйки. Здесь есть все, что душа пожелает, — от современных новомодных плит, духовых шкафов, сковородок до аксессуаров японской и китайской кухни. Шеф-повар энергично достает из холодильника продукты, делает заготовки для блюд, которые позже под аппетитным соусом «продадут» телезрителю. Операторы под четким руководством режиссера выставляют камеры и свет. Ведущая повторяет текст, как мантру. Ассистент режиссера встречает звездную гостью субботнего выпуска, и ее тут же усаживают на стул гримироваться.



Легкость и эстетика

Пока готовятся к съемкам, я исследую новое пространство, в котором все располагает к приятному обеду. Неужели будем готовить «настоящую» еду? А может, все давно заказано в ресторане и снятые кадры позже так смонтируют, что доверчивый телезритель ничего не просечет? Но нет, никакого подвоха, готовых блюд нигде нет.

Место действия — центральная стойка, что-то вроде кухонного стола, здесь уже красиво уложили овощи и фрукты. Они не только создают настроение в кадре, но и шеф-повара, кондитеры частенько экспериментируют с блюдом, предлагая зрителю «подсластить» его новым ингредиентом. 

На этот раз предстоит приготовить такой вот необычный обед — диетическую мини-пиццу с морепродуктами, печеную грушу с моцареллой в панировке, летний витаминный коктейль с морской солью. Ингредиенты на столе. Электроплиты, что справа и слева от стойки, наготове. Еще две, в отдалении, только для вида, там «примостились» кастрюли… А сверху десятки лампочек, среди которых два разноцветных прожектора, создающих контровой свет. Он будет падать на действующих лиц сзади и делать картинку более объемной.

Обращаю внимание на красивую ведущую программы Натали Роше. Неброский дневной макияж, невычурная, удобная, но нарядная и яркая для ТВ одежда. Неужели известной светской львице под стать программа кулинарных рецептов? 

— Когда пришла сюда, больше всего удивила легкость, с которой готовят профессионалы, та эстетика, с которой преподносят блюда, — рассказывает она. — В программе я уже три года. И готовить для меня — одно удовольствие. Очень много диетических и полезных блюд из программы делаю дома. В конце концов, я ведь и мама. Названия могу совсем забыть, а руки помнят. Здесь я должна ассистировать и помогать повару. Когда мы в кадре работаем вдвоем, моя главная задача — разговорить его, разузнать все тонкости приготовления. Иногда даже самому простому салату придаст неповторимый вкус заправка. Когда же делаем субботний выпуск, как сейчас, я должна буду выведать все самое интересное у нашего гостя. Сегодня интервьюировать под кулинарным ракурсом буду Ольгу Барабанщикову. 

— Текст сценария заучиваете заранее?

— Раньше так и было, а потом стала делать это перед самой программой. У нас выходит пять передач в неделю, их снимаем несколько в день. И если все учить вместе, может получиться каша в голове. Здесь нет ничего сложного, есть шапка (вступление), заключение, подводки, которые важно помнить, чтобы красиво сказать. Остальное — импровизация. Разумеется, к чему-то готовлюсь накануне вечером. Красивая история блюда, необычный факт, который я упомяну во время программы, только украсит ее. Мы уже знаем о картошке больше, чем сама картошка о себе. Например, в Аргентине есть такой вид, который не любит колорадский жук, потому что клубни сидят глубоко в земле.


Режиссер Наталья БИБИКОВА.

Рубаха-парень, хозяюшка и львица

В «Деле вкуса» по очереди работают трое ведущих. У каждого свое лицо, за счет чего и программы получаются разными. Андрей Бибиков — «рубаха-парень». Наталья — «светская львица», ратует за здоровое питание. Анна Гардеева — «домовитая хозяюшка», ей главное, чтобы было вкусно и питательно. Так их характеризует режиссер Наталья Бибикова и шутя замечает, что эти красавицы наверняка поймают мужскую аудиторию на крючок, если та зацепит взглядом фрагмент программы. 

Ну а профессионалы? Целый «штат» белорусских кондитеров и шеф-поваров (а это 20 человек), которые по очереди руководят процессом приготовления. К ним тоже предъявляются «телевизионные» требования — уметь держаться в кадре и не молчать. Каждый из профи имеет свой интерес. Кто-то увлекается белорусской кухней, кто-то французской. Предлагают оригинальные блюда, о которых большинство зрителей и не слыхивало.


Сегодня на кухню «Дело вкуса» пришла известная в кулинарном мире нашей страны шеф-повар Надежда Геворкян. Иду знакомиться:

— Признайтесь, где берете рецепты блюд? Сами придумываете?

— Пятьдесят на пятьдесят. Многое создано до нас, так что есть вдохновение — открываешь книгу кулинарных рецептов и что-то заимствуешь, добавляешь свое или в интернете что-то находишь. Иногда импровизируешь, ведь у меня как у профессионала есть понимание, как сочетаются вместе те или иные продукты. Несколько лет я проработала в ресторане французской кухни, которая стала мне близка. Ее фишка — несовместимое, на первый взгляд, смешение вкусов. Например, прованский пирог с карамелизованным луком и анчоусами. В то же время стараюсь подобрать блюда так, чтобы их ингредиенты были доступны зрителю, а состав — понятен. Рецепты заранее отсылаю сценаристам. Те, одобрив, пишут сценарии, организаторы закупают нужные продукты. 

Вдруг собеседница прервала наш разговор — обратилась к оператору, чья мужская сила после ей понадобится, чтобы раздробить пластину льда... 

— И все же случались ли у вас на кухне провалы? — не отступаюсь я от аса-повара.

— Конечно, бывает, все мы люди. Однажды у нас категорически не получались в духовке рулетики. А блюдо тем временем на выходе должно выглядеть аппетитно, красиво. Что делать — тайком от камер допекали их на сковородке. Иногда во время программы не сработаешься с новой техникой. Или — поскольку я не профессиональный ведущий или актер — зарапортуешься, заговоришься прямо в кадре… Это на своей рабочей кухне я жесткий и злой командир, который четко знает, кому и какие давать указания. От того, правильный ли выбран овощ, все ли верно нарезано, приготовлено и украшено, зависит успех. А здесь, на телевидении, я все еще волнуюсь, на каждой записи чувствую себя, словно на кухне в первый раз. Пришла сюда больше года назад, помню, как на первых порах училась правильно говорить, смотреть на камеру, ведь глазами только и искала режиссера, мол, все ли правильно делаю?


«Продать» блюдо

Итак, съемка началась. Обстановка самая непринужденная, нашлось место для импровизации, несмотря на жесткий сценарный план. Во время приготовления Натали Роше расспрашивает Ольгу Барабанщикову о ее творчестве. Подключается к интервью и шеф-повар, ловко орудуя ножом и лопаткой. Певица признается, что у нее есть фирменный борщ, которым часто угощает любимого человека, а сама уже полгода как не ест мяса, любит салаты и рыбу. 

Время от времени запись прерывалась. В чем дело? Сначала предстояло допечь в духовке слоеное тесто, чуть позже — обговорить дальнейший план действий. То и дело слышу из уст режиссера: «Стоп!» Наталья Бибикова диктует рекламный текст участникам программы: «Надя, скажешь «Конечно, залог моей успешной работы — это качественный инвентарь и кухонное оборудование…» Делаешь вздох, и перейдем на вторую камеру. Затем на третью». Наталья, как заверили меня ее коллеги, «мозг» передачи и душа команды, именно в ее руках все нити съемочного процесса. А еще есть у нее пунктик — правильная речь. Если Роше и Барабанщикова, которая тоже ведет передачу на ТВ, в этом деле профи, то Надежде Геворкян то и дело приходится проговаривать свой текст заново. Что делать — привыкла произносить «кухонный» с ударением на второй слог, а не на первый. Но нельзя!

— У поваров свой сленг. Они говорят блюда, соуса с ударением на «а», базилик с ударением на второе «и»… — улыбается Наталья Бибикова. 

Впрочем, курьезных и смешных ляпов здесь не боятся, и в конце программы даже показывают их в небольшом фрагменте. Бывало, когда забыли что-то добавить в блюдо, дурачились с кастрюлей, надетой на голову, или с прической из зелени. Однажды назвали гостью студии, певицу Наталью Томело, Натальей… Помело. Та отреагировала с юмором.


Тем временем в студии уже приготовили мини-пиццу. Оформили так, что слюнки потекли. Но блюдо надо еще презентовать телезрителю или, как говорят здесь, «продать». Для этого его ставят на крутящуюся подставку и направляют камеру на вкусноту. 

— А бывало, когда приготовленное блюдо не пришлось по вкусу? — спрашиваю в перерыве между записью у Натали Роше. 

— Ну чтобы совсем не понравилось — такого не было. Все-таки работают профессионалы. Мы просто демонстрируем зрителям поварской шик — как можно быстро и легко приготовить, красиво подать. Правда, у каждого свои вкусовые пристрастия, один любит сливочный соус, а другой нет, так ведь и программа называется «Дело вкуса». Каждому свое. Я, например, не поклонник старобелорусской кухни (еда у предков была очень сытной), так как мне нужно беречь свою фигуру. 

Время передачи — чуть больше 25 минут. Отснятое направится в монтажную, ненужное вырежется, закадровый голос начитает свои комментарии, плюс специальные мини-выпуски о тех ингредиентах, которые взяли для блюда. Время же записи составило два с половиной часа. Что было за кадром? Думаю, вы уже догадались — всей съемочной группой налетели на обед. Правда, до сыта не наешься. Команда большая, а «деликатесы» хотят попробовать все. Натали Роше уступила свой кусочек пиццы оператору — все же работа у него сложная, требует особых физических затрат.

— Иногда снимаем за день три выпуска, — рассказывает она. — В будни готовим по два, а в субботу  по три блюда. Колбаски, рыба, салаты, морепродукты и десерты, картошка, паста… Что скрывать, время от времени устраиваю себе разгрузочные дни и даю честное слово команде, что сегодня есть не буду. 

В тот день команду «Дела вкуса» ждали еще несколько съемок. Программа выходит со вторника по пятницу в 14.15 и по субботам в 9.25. 

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter