Они словно жемчужина, затерянная в густых лесах вилейского края. Находятся в 10 километрах от центра сельсовета — агрогородка Ижа и в 30 — от Вилейки. В Лыцевичах проживает более пятисот человек. И всюду здесь заметна любовь к родной земле: ухоженные улицы, новые благоустроенные коттеджи, Дом культуры, школа, библиотека… Сразу видно: есть все для комфортной и безбедной жизни. Но так было не всегда.
В 1921-м местечко оказалось под властью Польши. В итоге белорусы на территории, которую новые хозяева назвали «Крэсамі Усходнімі», подвергались гнету помещиков, не жили, а выживали. Многие крестьяне, вынужденные работать на пана, голодали, одежду и обувь, если были необходимые материалы, шили своими руками, а об образовании и элементарном уровне медицинского обслуживания и мечтать не могли. Об этом сегодня рассказывают старожилы.
Юльян и Антонина
— Самы яскравы ўспамін дзяцінства — як усёй сям'ёй елі бульбу ў мундзірах, — рассказывает Виктор Рогач. — Зварыць маці абед у печы і паставіць пасярод стала ў вялікай місцы. Так і елі з адной пасудзіны, не тое што зараз.
Виктор Рогач.
Виктору Ивановичу в этом году исполнилось 90 лет. Период «польскага панавання» пришелся на его раннее детство. Память любознательного мальчишки запечатлела то противоречивое время рядом эпизодов:
— Мы прывыкалі да працы на зямлі з маленства. Бацькі павінны былі апрацоўваць 5 гектараў зямлі. «Дзялка» на кожную сям'ю была падзелена шнурамі. Жыта сеялі, бульбу саджалі, сена нарыхтоўвалі. Больш паловы ўраджаю аддавалі памешчыкам, а самі былі задаволены і тым, што заставалася. У сям'і было пяцёра дзяцей. Усіх патрэбна было адзець і абуць, але не было чаго.
Дом, где живет Рогач, принадлежал родителям его супруги — Юльяну и Антонине. Виктор Иванович берет семейный портрет тещи и тестя и рассказывает: их небольшая хатка с низкими потолками и маленькими окнами сейчас отведена под хозяйственные нужды. Сложно себе представить, что когда-то там жила семья из семи человек. Большую хату для молодой семьи Виктор Иванович пристраивал уже после Великой Отечественной войны.
Что удивляет с первого взгляда? Улица, на которой расположены дома старожилов. Сегодня она называется Центральной. В 1920-е годы по ней на шикарных бричках ездили помещики. Вела она к панской усадьбе «Чурлены», построенной в местечке в начале прошлого века. На этом «панскім бальшаку» крестьянские хаты строились ровно, как под линейку, на очень близком расстоянии друг от друга, примыкали к дороге: помещики экономили земельные наделы. Дома и сегодня так же расположены.
— Мы жылі ў курных хатах, якія тапіліся па-чорнаму, а паны купаліся ў раскошы, — вспоминает Виктор Рогач. — Я малым бегаў да панскай сядзібы, каб далі якую работу, і бачыў, колькі там было дабра ўсялякага: і некалькі вадаёмаў, і бровар, і гаражы, і паравы млын. Дарэчы, пасля таго, як панская ўлада ў 1939-м збегла адсюль, у савецкі час, я доўга працаваў на гэтым млыне.
О том, что когда-то в усадебном доме жили паны, напоминают старые хозпостройки — развалины сарая, паровая мельница (кстати, она функционировала еще пять лет назад), на фасаде которой выбита дата постройки: 1926 год.
Панская усадьба не сохранилась, но название, которое она носила — «Чурлены», — закреплено за многими объектами в агрогородке Лыцевичи. Например, сельский Дом культуры — Лыцевичский, а школа, узел почтовой связи, библиотека — чурленские.
Виктор Иванович помнит 17 сентября 1939 года. Рассказывает, как радовались родители приходу Красной армии, какие планы строили на лучшее будущее:
— У тыя знакавыя дні бачыў, як ляталі над нашай вёскай самалёты. Жанчыны махалі хусткамі, тым самым дзякавалі, што нарэшце савецкая ўлада паложыць канец нашым пакутам.
Денис и Мария
История в этой деревне на каждом шагу. И сегодня она уверенно прокладывает дорогу в будущее. Благодаря семье Шарафановичей жители агрогородка справляются с этой задачей на отлично. Пример Дениса и Марии — подтверждение тому, что сложное, во многом противоречивое время 1920—1930-х прожито не зря их предками. И теперь у молодых семей уютного местечка есть все для того, чтобы работать, строить дома, растить детей.Мария и Денис ШАРАФАНОВИЧИ.
Мария и Денис — уроженцы этих славных мест. Когда окончили школу, как и многие одноклассники, мечтали увидеть жизнь больших городов и, возможно, найти там свою дорогу. Однако тяга к родным корням победила. Мария Станиславовна получила специальность хорового дирижера, Денис стал культорганизатором, и пустили корни своей дружной семьи в Лыцевичах.
Вместе работают в сельском Доме культуры, где не только заботятся о проведении концертов и вечеринок для молодежи, но и своими силами оборудовали и наполнили экспонатами два музея. Один из них посвящен крестьянскому быту вилейского края, второй — истории Первой мировой, Великой Отечественной войны.
— Попробовал себя в разных профессиях: работал и на зерносушилке, и в лесничестве, — рассказывает Денис Владимирович. — Сейчас понимаю: воспитание патриотизма у молодежи — вот мое предназначение. Потому что если привьем любовь к Родине подрастающему поколению — будем уверены в спокойном завтра.
Шарафановичи уже не один год руководят клубом «Патриот». Создан он как любительское объединение в 2015-м, хотя идея родилась намного раньше. План работы клуба супруги составили сами. Число участников объединения (сегодня — 25) довольно условное: выпускники школ, после того как уезжают учиться в город, связи с патриотическим движением не теряют, участвуют в соревнованиях, уроках памяти, концертах.
Самой юной сегодняшней участнице клуба нет и пяти лет. Младшая дочка Шарафановичей не отстает от старших брата и сестры, разучивает патриотические стихи и песни, участвует в концертах. В клубе ребята учатся собирать и разбирать оружие, изучают рукопашный бой, осваивают азы спортивного ориентирования и даже могут легко лечь на битое бутылочное стекло. Этот трюк часто демонстрируют во время концертов.
Денис Владимирович подчеркивает:
— В клубе мы не воспитываем воинствующих людей, а растим патриотов, которые смогут и землю вспахать, и хлеб посадить, а если надо — и Родину защитить.
Ребята из «Патриота» изучают поэзию, песни военных лет, а также народное творчество. Так что если в Лыцевичах приближается концерт, то местные жители знают: Шарафановичи подготовят настоящий мюзикл! Уже репетируют свой «Ответ лезгинке». В следующем концерте по традиции будут и спортивные элементы.
Денис и Мария успевают и на своем приусадебном участке поработать — реконструируют дом (к слову, на эти цели многодетная семья получила кредит по указу Президента), заботятся о большом домашнем хозяйстве.
— У нас есть и корова, и поросята, и куры, и гуси, — перечисляет Мария Станиславовна. — Все, что нужно для хорошей жизни. Да и старшие дети, когда приезжают домой, говорят: «У нас здесь дышится легко!»
Альберт и Мария
— Пры Польшчы наша мястэчка адносілася да Куранецкага павета Вішнёўскай гміны, — рассказывает житель Лыцевичей Франц Голгофский. — Мой бацька Альберт прыйшоў сюды і ажаніўся з маёй маці Марыяй. Ёй на той момант было ўсяго 17 гадоў. Цікава, што бацька прыйшоў «у прымы» — значыць, пасля шлюбу маладыя жылі ў хаце бацькоў жонкі. Прымака, як вядома, у сем'ях нявесты трохі недалюблівалі — усё ж прыйшоў на харчы дзяўчыны. Аднак у нас было наадварот: мой бацька гнуў сваю лінію. Напрыклад, сям'я пасля жаніцьбы прыняла каталіцкае выравызнанне: і шлюб бралі ў касцёле, і дзяцей там ахрысцілі.Франц ГОЛГОФСКИЙ.
По словам Франца Альбертовича, их семья среди бедняков была среднезажиточной. На семерых — 5 гектаров земли. Отец работал в поле, затем стал зарабатывать кузнечным делом, был мастером на все руки. В семье не голодали. Старожил местечка вспоминает:
— Мы, малыя, у лес хацелі схадзіць у грыбы ды ягады. Аднак спачатку трэба было некалькі вёдзер аддаць пану, тады ўжо свае напаўняць.
Но вскоре случилось большое горе: при родах умерла мама.
— Якая тады была медыцына! Бабкі-шаптухі, траўніцы — вось і ўся дапамога. Мама ў родах памірала, а яе льняной мякінай абкладвалі.
…На обратном пути не могли не заглянуть в православный храм Святой Анны, который построен в агрогородке в 2012 году на средства местных жителей. Многие десятилетия они ходили в костел в соседнюю деревню. Как символ дружбы, толерантности лыцевичан на расстоянии нескольких метров друг от друга сегодня расположены православный храм и католическая капличка. А несколько лет назад при подготовке к ремонту в церкви Святой Анны обнаружили, что на стенах под иконами чудесным образом отобразились лики святых. Значит, под покровом миролюбия жить и процветать местечку долгие годы.
kuzmich@sb.by
Автор благодарит жительницу Лыцевичей Марину Пашкевич за помощь в подготовке материала.