В Лыцевичах вспоминают о реалиях «польскага часу» и о встрече освободителей в 1939-м

«Мы жылі ў курных хатах, а паны купаліся ў раскошы»

Каждое белорусское местечко хранит множество уникальных памятников истории, отыскать которые порой непросто. Чтобы суметь разглядеть их под толстыми слоями минувших столетий, нужно выслушать десятки семейных преданий, пройти по узким тенистым улицам, приглядываясь к валунам на перекрестках дорог, к надписям на плитах старинных кладбищ и полуразрушенным фундаментам в скверах и парках. Прикоснешься к одному из них — и ниточка развернет перед тобой большую историю местечка. Так было во время нашей поездки в небольшой агрогородок Лыцевичи Вилейского района.

Они словно жемчужина, затерянная в густых лесах вилейского края. Находятся в 10 километрах от центра сельсовета — агрогородка Ижа и в 30 — от Вилейки. В Лыцевичах проживает более пятисот человек. И всюду здесь заметна любовь к родной земле: ухоженные улицы, новые благоустроенные коттеджи, Дом культуры, школа, библиотека… Сразу видно: есть все для комфортной и безбедной жизни. Но так было не всегда.

В 1921-м местечко оказалось под властью Польши. В итоге белорусы на территории, которую новые хозяева назвали «Крэсамі Усходнімі», подвергались гнету помещиков, не жили, а выживали. Многие крестьяне, вынужденные работать на пана, голодали, одежду и обувь, если были необходимые материалы, шили своими руками, а об образовании и элементарном уровне медицинского обслуживания и мечтать не могли. Об этом сегодня рассказывают старожилы.

Юльян и Антонина

— Самы яскравы ўспамін дзяцінства — як усёй сям'ёй елі бульбу ў мундзірах, — рассказывает Виктор Рогач. — Зварыць маці абед у печы і паставіць пасярод стала ў вялікай місцы. Так і елі з адной пасудзіны, не тое што зараз.

Виктор Рогач.


Виктору Ивановичу в этом году исполнилось 90 лет. Период «польскага панавання» пришелся на его раннее детство. Память любознательного мальчишки запечатлела то противоречивое время рядом эпизодов:

— Мы прывыкалі да працы на зямлі з маленства. Бацькі павінны былі апрацоўваць 5 гектараў зямлі. «Дзялка» на кожную сям'ю была падзелена шнурамі. Жыта сеялі, бульбу саджалі, сена нарыхтоўвалі. Больш паловы ўраджаю аддавалі памешчыкам, а самі былі задаволены і тым, што заставалася. У сям'і было пяцёра дзяцей. Усіх патрэбна было адзець і абуць, але не было чаго.

Дом, где живет Рогач, принадлежал родителям его супруги — Юльяну и Антонине. Виктор Иванович берет семейный портрет тещи и тестя и рассказывает: их небольшая хатка с низкими потолками и маленькими окнами сейчас отведена под хозяйственные нужды. Сложно себе представить, что когда-то там жила семья из семи человек. Большую хату для молодой семьи Виктор Иванович пристраивал уже после Великой Отечественной войны.

Что удивляет с первого взгляда? Улица, на которой расположены дома старожилов. Сегодня она называется Центральной. В 1920-е годы по ней на шикарных бричках ездили помещики. Вела она к панской усадьбе «Чурлены», построенной в местечке в начале прошлого века. На этом «панскім бальшаку» крестьянские хаты строились ровно, как под линейку, на очень близком расстоянии друг от друга, примыкали к дороге: помещики экономили земельные наделы. Дома и сегодня так же расположены.

— Мы жылі ў курных хатах, якія тапіліся па-чорнаму, а паны купаліся ў раскошы, — вспоминает Виктор Рогач. — Я малым бегаў да панскай сядзібы, каб далі якую работу, і бачыў, колькі там было дабра ўсялякага: і некалькі вадаёмаў, і бровар, і гаражы, і паравы млын. Дарэчы, пасля таго, як панская ўлада ў 1939-м збегла адсюль, у савецкі час, я доўга працаваў на гэтым млыне.

О том, что когда-то в усадебном доме жили паны, напоминают старые хозпостройки — развалины сарая, паровая мельница (кстати, она функционировала еще пять лет назад), на фасаде которой выбита дата постройки: 1926 год.

Панская усадьба не сохранилась, но название, которое она носила — «Чурлены», — закреплено за многими объектами в агрогородке Лыцевичи. Например, сельский Дом культуры — Лыцевичский, а школа, узел почтовой связи, библиотека — чурленские.

Виктор Иванович помнит 17 сентября 1939 года. Рассказывает, как радовались родители приходу Красной армии, какие планы строили на лучшее будущее:

— У тыя знакавыя дні бачыў, як ляталі над нашай вёскай самалёты. Жанчыны махалі хусткамі, тым самым дзякавалі, што нарэшце савецкая ўлада паложыць канец нашым пакутам.

Денис и Мария

История в этой деревне на каждом шагу. И сегодня она уверенно прокладывает дорогу в будущее. Благодаря семье Шарафановичей жители агрогородка справляются с этой задачей на отлично. Пример Дениса и Марии — подтверждение тому, что сложное, во многом противоречивое время 1920—1930-х прожито не зря их предками. И теперь у молодых семей уютного местечка есть все для того, чтобы работать, строить дома, растить детей.

Мария и Денис ШАРАФАНОВИЧИ.

  Мария и Денис — уроженцы этих славных мест. Когда окончили школу, как и многие одноклассники, мечтали увидеть жизнь больших городов и, возможно, найти там свою дорогу. Однако тяга к родным корням победила. Мария Станиславовна получила специальность хорового дирижера, Денис стал культорганизатором, и пустили корни своей дружной семьи в Лыцевичах.

Вместе работают в сельском Доме культуры, где не только заботятся о проведении концертов и вечеринок для молодежи, но и своими силами оборудовали и наполнили экспонатами два музея. Один из них посвящен крестьянскому быту вилейского края, второй — истории Первой мировой, Великой Отечественной войны.

— Попробовал себя в разных профессиях: работал и на зерносушилке, и в лесничестве, — рассказывает Денис Владимирович. — Сейчас понимаю: воспитание патриотизма у молодежи — вот мое предназначение. Потому что если привьем любовь к Родине подрастающему поколению — будем уверены в спокойном завтра.

Шарафановичи уже не один год руководят клубом «Патриот». Создан он как любительское объединение в 2015-м, хотя идея родилась намного раньше. План работы клуба супруги составили сами. Число участников объединения (сегодня — 25) довольно условное: выпускники школ, после того как уезжают учиться в город, связи с патриотическим движением не теряют, участвуют в соревнованиях, уроках памяти, концертах.

Самой юной сегодняшней участнице клуба нет и пяти лет. Младшая дочка Шарафановичей не отстает от старших брата и сестры, разучивает патриотические стихи и песни, участвует в концертах. В клубе ребята учатся собирать и разбирать оружие, изучают рукопашный бой, осваивают азы спортивного ориентирования и даже могут легко лечь на битое бутылочное стекло. Этот трюк часто демонстрируют во время концертов.

Денис Владимирович подчеркивает:

— В клубе мы не воспитываем воинствующих людей, а растим патриотов, которые смогут и землю вспахать, и хлеб посадить, а если надо — и Родину защитить.

Ребята из «Патриота» изучают поэзию, песни военных лет, а также народное творчество. Так что если в Лыцевичах приближается концерт, то местные жители знают: Шарафановичи подготовят настоящий мюзикл! Уже репетируют свой «Ответ лезгинке». В следующем концерте по традиции будут и спортивные элементы.

Денис и Мария успевают и на своем приусадебном участке поработать — реконструируют дом (к слову, на эти цели многодетная семья получила кредит по указу Президента), заботятся о большом домашнем хозяйстве.

— У нас есть и корова, и поросята, и куры, и гуси, — перечисляет Мария Станиславовна. — Все, что нужно для хорошей жизни. Да и старшие дети, когда приезжают домой, говорят: «У нас здесь дышится легко!»

Альберт и Мария

— Пры Польшчы наша мястэчка адносілася да Куранецкага павета Вішнёўскай гміны, — рассказывает житель Лыцевичей Франц Голгофский. — Мой бацька Альберт прыйшоў сюды і ажаніўся з маёй маці Марыяй. Ёй на той момант было ўсяго 17 гадоў. Цікава, што бацька прыйшоў «у прымы» — значыць, пасля шлюбу маладыя жылі ў хаце бацькоў жонкі. Прымака, як вядома, у сем'ях нявесты трохі недалюблівалі — усё ж прыйшоў на харчы дзяўчыны. Аднак у нас было наадварот: мой бацька гнуў сваю лінію. Напрыклад, сям'я пасля жаніцьбы прыняла каталіцкае выравызнанне: і шлюб бралі ў касцёле, і дзяцей там ахрысцілі.

Франц ГОЛГОФСКИЙ.

  По словам Франца Альбертовича, их семья среди бедняков была среднезажиточной. На семерых — 5 гектаров земли. Отец работал в поле, затем стал зарабатывать кузнечным делом, был мастером на все руки. В семье не голодали. Старожил местечка вспоминает:

— Мы, малыя, у лес хацелі схадзіць у грыбы ды ягады. Аднак спачатку трэба было некалькі вёдзер аддаць пану, тады ўжо свае напаўняць.

Но вскоре случилось большое горе: при родах умерла мама.

— Якая тады была медыцына! Бабкі-шаптухі, траўніцы — вось і ўся дапамога. Мама ў родах памірала, а яе льняной мякінай абкладвалі.

…На обратном пути не могли не заглянуть в православный храм Святой Анны, который построен в агрогородке в 2012 году на средства местных жителей. Многие десятилетия они ходили в костел в соседнюю деревню. Как символ дружбы, толерантности лыцевичан на расстоянии нескольких метров друг от друга сегодня расположены православный храм и католическая капличка. А несколько лет назад при подготовке к ремонту в церкви Святой Анны обнаружили, что на стенах под иконами чудесным образом отобразились лики святых. Значит, под покровом миролюбия жить и процветать местечку долгие годы.


kuzmich@sb.by

Автор благодарит жительницу Лыцевичей Марину Пашкевич за помощь в подготовке материала.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter