О резком падении сопротивляемости организмов на внешние раздражители

Мы выживали как могли

Эх, страшно жить, граждане. Ну не то чтобы совсем страшно. Но живем с опаской. Неприятности подстерегают нас на каждом шагу. В бассейне, в масле, в креме, на дороге. Современная жизнь есть череда опасностей, которые мы избегаем благодаря заботе производителей всего — продуктов, техники, правил. Иногда задаешься вопросом, а как мы раньше выживали?

Есть такая фраза: «Это были 90–е. Мы выживали как могли». Не спорю, в то лихое время иногда приходилось выживать, в основном дефицит, общая разруха, и что скрывать, бандитизм. Простых граждан он не трогал, но сознание того факта, что количество оружия и отморозков на улицах зашкаливает, не вселяло оптимизма. Времена прошли. Но опасности остались. Если о вреде всего того, что тогда хлынуло на рынки, рассказывать было не принято, то сейчас на каждом углу. Так это я к чему подвожу, а как мы выживали раньше, еще раньше? В период нашего детства, молодости, юности? Тогда, во времена застоя.

Да, всякие ужастики, которые мы слышим об автомобилях, возможно, оправданны. Хитрые разметки, отбойники, ужесточающиеся правила вождения. Тогда машин было мало. Когда я был маленьким, утром ездил на рыбалку на велосипеде далеко за город. Сейчас себе и представить такую ситуацию не могу. Тогда это была езда по практически пустым улицам. Конечно, случались аварии, всякое, думаю, было, но не так, как сейчас. И обязательное сиденье для ребенка трудно себе представить тогда. Зачем? Сейчас необходимость. Но не машиной единой жив человек.

Все как–то было безопаснее, наверняка так только казалось. Я помню себя ребенком. Как можно сейчас выпустить детей во двор, не вручив телефон? А тогда запросто. Мы ходили гулять до вечера. И связи не было. Зачем? И как–то встречались. И взрослые, и дети. И чем–то обменивались. И во что–то играли. Обычно игры были слегка «убийственные», но так тогда не казалось. По стройкам лазили, по карьерам и в кострах сжигали все, что могло бабахнуть. Ели картошку, запеченную в расплавленной смоле. О, ужас! И лучшим лекарством от всех недугов по праву считался подорожник. А лопух вообще использовался вместо. Ну вы помните вместо чего. У деда украсть самосад, выкурить его в лесу, потом лежать в траве с белым лицом. У каждого было что–то свое, своя история детского безумства, которое мы вспоминаем с блаженным лицом. Но детям своим не пожелаем почему–то. И мы выжили, и, как мне кажется, болели меньше, а может, такой статистики не было. Но, мне кажется, меньше. Нас окружало все вредное. По нашим меркам. Но мне всегда казалось, что организм нужно приучать к тому, чтобы он учился сопротивляться. Возможно, не прав, типа экология была другая. Но верить не перестану. Как и в силу современной медицины, я не дикарь и все понимаю.

Школа. Вот там еще одно сильное отличие. За плохую успеваемость ученика родителей вызывали в школу. Сейчас родители приходят в школу с претензиями на плохую успеваемость своего ребенка. Как лихо все перевернулось. Учитель обязан. Мы стали ко многому так относиться. Нам все обязаны. Нас к этому приучили. Все кругом должны. Производители, школа, государство, погода. Только мы будем бесконечно жаловаться на недостаточное качество предоставленных нам услуг. Пора призадуматься, как мы выживали тогда и как мы сейчас живем. Не идеализирую время, просто сравниваю подход. Вот.

ND72@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter