Один школьник рассказывал, как из-за какой-то чепухи поругался с учительницей и, рыдая, пошел сводить счеты с жизнью. Он уже решился на последний шаг, но вдруг замер в ужасе. Как спасся, уже не помнит.
— Что же ты там увидел?
— Я заглянул в бездну!
Пока ты здоров и тебя окружает спокойная и сытая жизнь, кажется, что и бездны-то никакой нет и в мире все так уютно, что даже скучно. Только это все ложь.
Благополучие опьяняет. Скажите пьяному: «Опять напился?» Обидится: «Да я как стеклышко!» Намекните благополучному о его благополучии — оскорбится, потому что приличному человеку положено быть обиженным и недовольным.
Я первый защитник комфорта. Мне нравится жить в XXI веке, и ни на какой другой я бы его не променял. Здесь есть медицина, образование, газ и электричество, удобная одежда, фрукты круглый год и, главное, вода. Да, не везде такой достаток, но чтобы умереть от голода в наше время и в нашем месте, надо приложить определенное усилие.
Однако наше благополучие — крайне хрупкая вещь, которая может разбиться вдребезги в любой момент, и к этому моменту нужно быть всегда готовым. Надо разрешить себе мысль о хрупкости этого мира, о том, что мы все здесь ненадолго — не только мы, но и наши дети: мы умрем, и это нормально, так было всегда. Чтобы не охмелеть от благополучия, нужно учиться быть благодарным и не стесняться размышлять о бренности бытия.
Мудрый Сенека советовал своему другу поставить себе простой духовный навык, привычку не прятаться от горя, а выходить ему навстречу: «Ничто не должно заставать нас врасплох. Нужно посылать душу навстречу всему и думать не о том, что случается обычно, а о том, что может случиться». (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Письмо XCI, 4.)
Без духовных упражнений очень трудно обуздать благополучие. Древним эллинам с этим было проще, потому что в те времена и земля была ближе, и смерть доступнее. Император-философ Марк Аврелий приучал себя смотреть на детей не только с радостью, но и с мыслью, что не сегодня, так завтра они непременно умрут.
— Античное изуверство!
— Скорее здоровый реализм!
Разве вы не знаете, что ваш ребенок умрет? Вот и ответ. Обычно это происходит уже после смерти родителей, но каждый может вспомнить немало исключений. Этой мысли не надо бояться. Надо быть готовым. Если вообще к такому можно подготовиться.
Учитель Марка Аврелия премудрый Эпиктет обучал своих слушателей смотреть на жизнь, как на морское путешествие. В древности ходить на корабле было куда опаснее, чем сейчас. Жизнь вообще была полна превратностей в то неспокойное время. Может быть, поэтому философами тогда называли мудрецов, а не специалистов в философской литературе, и книги этих мудрецов читают уже не первое тысячелетие.
«Шел корабль, своим названьем гордый, океан стараясь превозмочь».
Но вот стал кораблик на якорь. Пассажиры вышли на берег набрать воды и провизии. И дальше Эпиктет рассказывает о бродяжничестве по суше таким языком, что невольно улыбнешься. Идешь, говорит, по бережку, и тут тебе подвернется то ракушка, то луковка, а может, попадется жена и ребенок, и даже не один. И все эти ракушки, и луковки, и женушки у него так здорово рифмуются. Так бы и запел: то ракушка, то луковка, то женка, то малыш! Это не песня такая, это жизнь такая! Одной фразой Эпиктет схватил обычную биографию обычного человека. Только это не все. Коли гуляешь по берегу, не забывай время от времени оборачиваться в сторону корабля и не уходи далеко, чтобы не пропустить оклик Капитана.
Корабль жизни может сняться с якоря в любой момент, и тогда придется тебе спешно бежать на голос Капитана и оставить тут на солнечном бережку и ракушку, и луковку, и женушку, и чадушку. Для мудреца, полагал Эпиктет, очень важно воспитать в себе чуткость к голосу Капитана, никогда не упускать из виду реальное положение вещей, не терять трезвости, не обольщаться праздничным сиянием уютной бухты. Это принять непросто, но возможно.
Архимандрит Савва Мажуко
Архимандрит Савва Мажуко: мы все здесь ненадолго
Мы все здесь ненадолго
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.