Мы вместе, Россия!

Белорусский народ разделяет боль российских братьев и гневно клеймит подлых террористов Страна скорбит.
Белорусский народ разделяет боль российских братьев и гневно клеймит подлых террористов

Страна скорбит. Где найти слова, которые могли бы выразить чувства безмерной боли? Люди идут в Храмы. Вчера в Свято-Духовом кафедральном соборе побывал Президент - горели свечи, звучали молитвы. Страна скорбит по невинным жертвам войны, которую объявило России международное Зло...

Путь скорби и сочувствия сегодня проходят многие белорусы. Поделюсь личным наблюдением. Мне показалось, что позавчера в минском Свято-Петро-Павловском соборе людей было больше обычного. И заупокойных свечей горело больше, чем обычно. Среди них была и одна моя - как и все белорусы, я не мог стоять в стороне от трагедии затерянного в Кавказских горах российского городка. Все мы разделяем боль по невинным жертвам...

Свечи Беслана горят не только в церквах, но и на маленьком клочке российской земли в Беларуси - у посольства России в Минске. Вот уже второй день белорусы несут цветы к дому N 48 на Старовиленской улице. В самом здании посольства открыта Книга скорби, куда каждый может вписать свои слова соболезнования. Спущенный российский триколор с траурной лентой. Почетный караул. Вместе со мной в комнате совсем разные люди - директор школы, бизнесмен и ветеран. Присутствие здесь Марии Давыдовны Ягодницыной, бывшей блокадницы, донельзя символично.

Председатель Белорусского союза блокадников Ленинграда не хочет верить в то, что сегодня идет настоящая война с терроризмом. Ее можно понять. "В ту войну, - говорит Мария Давыдовна, - мы знали врага в лицо. Сегодня мы знаем в лицо жертв, но не их убийц. Такое не должно повториться, такое не должно повториться..." - как будто заклинает она.

По ее собственному выражению, чаша горя уже испита до дна: "У меня в Ленинграде погибли все родные. Я знаю, что такое блокада, что такое голод, что такое детдом".

Мария Давыдовна уверена, что все обитатели земного шара поражены и возмущены. "Но одного этого мало, - считает она. - Нужно срочно принимать меры. Всем миром". Какие? На этот вопрос блокадница не знает ответа, ограничивается примером из своей жизни: "Во время войны Ленинград оказался в каменном мешке. Город не работал. Не было ни воды, ни света. Но были предатели, которые фонариками указывали вражеским самолетам на те здания, которые следует бомбить. Так разбомбили Бадаевские склады. Вместе с ними погибли все городские запасы продовольствия, лишив надежды на спасение многие тысячи детей, женщин и стариков". Кто-то из тех, что помог террористам заранее оборудовать склад вооружений в спортзале, тоже лишил женщин и детей надежд на жизнь...

Белорусские дипломаты, которые работают в нашем посольстве в Москве, начали собирать добровольную материальную помощь участникам драмы. Первым свой взнос сделал глава белорусской миссии Владимир Григорьев. Он обратился также к тем белорусам, которые живут или по долгу службы находятся в России, не остаться в стороне и откликнуться на беду братского народа.

Вообще хочется заметить, что та отзывчивость, которую в связи с трагедией проявили жители всех, буквально всех стран мира, контрастирует с теми неприличными политическими жестами, которые делались в некоторых мировых столицах. Особенно, конечно, возмутило "требование" министра иностранных дел Нидерландов (к слову, председательствующих в Евросоюзе) "объяснений от российских властей" по поводу трагедии. Свои слова г-н Бот в конце концов забрал обратно, но трудности перевода возникли неспроста. Даже после случившегося российский МИД вынужден объяснять непонятливым, что "делить террористов на "плохих" и "хороших" - это кощунство. Не должны уйти от ответственности ни исполнители терактов, ни их вдохновители и спонсоры, прямые или косвенные".

Впрочем, каких бы претензий ни заслуживали зарубежные спонсоры российских терактов, искать ответы на вопросы, которые задал Беслан, следует в том числе и в себе. Об этом говорил Владимир Путин в своем обращении к соотечественникам. "Мы перестали уделять должное внимание вопросам обороны и безопасности". "Наша страна в одночасье оказалась незащищенной". "Проявили слабость". Российский Президент не уходит от ответа: "Мы обязаны создать гораздо более эффективную систему безопасности, потребовать от наших правоохранительных органов действий, которые были бы адекватны уровню и размаху появившихся новых угроз". От ответственности не должны уйти ни террористы, ни те, кто допустил их появление, - как таковых вообще, так и в бесланской школе N 1 в частности.

Но не стоит при этом забывать, что многое зависит от нас самих (я сознательно пишу "нас", хотя беда и имеет российскую прописку, от нее не застрахован никто). Об этом, видимо, и хотела сказать блокадница Мария Давыдовна своим примером...

* * *

Вчера в Дзержинске эмоции перехлестывали через край. У сотен женщин, собравшихся на митинг солидарности, самыми популярными словами были "нелюди", "горе" и "первоклашки". Слез не скрывали, у каждой из них своя правда. Нина Смовж, начальник цеха швейной фабрики, всхлипывает: "С россиянами мы говорим на одном языке, мы смотрим одни и те же телеканалы, мы переживаем одно горе".

Не только в Дзержинске, других городах Минщины, но и по всей стране сотни тысяч людей вышли вчера и сегодня на траурные митинги, чтобы высказать свое отношение к недавним событиям в Беслане. Акции, осуждающие терроризм, прошли на предприятиях Могилева - ОАО "Могилевхимволокно", заводе "Электродвигатель", автомобильном заводе им. Кирова. Солидарность с пострадавшими жителями Беслана выразили на своих собраниях студенты могилевского Белорусско-Российского университета, университета продовольствия, школьники областного центра. В трудовых коллективах и учебных заведениях Гомельской области приняты обращения к североосетинскому народу, администрации Северной Осетии, правительству России со словами соболезнования и солидарности.

Многие пришли в генеральное консульство России в Бресте, чтобы оставить свою запись в книге соболезнований. Среди посетивших дипломатическое представительство - руководители города и области. Митинги в поддержку россиян прошли практически на всех предприятиях Бреста, а также в техническом университете, микрорайоне Ковалево. С болью говорили о событиях в России работники предприятий Витебщины - телезавода "Витязь", КИМа, "Белвеста", ОАО "Знамя индустриализации", оршанского ОАО "Красный борец", новополоцкого "Полимира". В Гродно собрания коллективов прошли в учебных заведениях, учреждениях и на большинстве предприятий. Осуждение терроризма выразили сотрудники больницы скорой помощи и завода токарных патронов. Выступавшие на десятках митингов в разных регионах страны еще раз подчеркнули своевременность появления Директивы Президента "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины" и необходимость четкого соблюдения всех ее положений.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter