Вообще, фамилия Довнар‑Запольских хорошо известна в Беларуси еще с начала прошлого века. Двоюродный дед Регины Витальевны — историк, экономист, этнограф и фольклорист Митрофан Викторович Довнар‑Запольский. Так что увлеченность белорусской культурой и историей для Довнар‑Запольских в значительной степени семейная черта. Вот и Регина Витальевна долгие годы проработала в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны — с осени 1944 года, практически с момента освобождения Минска.
— 22 июня 1941 года моя юная, нарядная и счастливая мама вместе с одноклассниками праздновала окончание школы — тогда СШ № 20, сейчас здание напротив ТЮЗа, — начала свой рассказ Елена Михайловна. — После выпускного бала ребята традиционно отправились гулять по городу — встречать рассвет, и когда уже добрались аж до Грушевки, на них обрушились бомбы. Не понимая, что происходит, все вернулись в школу, где директор Александр Анатольевич Соболевский сообщил: война. И все в одно мгновение изменилось. Многие из маминых одноклассников не дождались новой мирной жизни. Так, Захар Гало стал активным участником Минского подполья, он погиб в феврале 1944 года.
— Елена Михайловна, вы говорили, на выпускном вечере произошло событие, прозвучавшее своеобразным предвестником начала войны.
— Да, действительно. Перед выпускным вечером десятиклассники, среди них и моя мама, на улице Карла Маркса встретили небольшую группу молодых военных летчиков и пригласили их на свой праздник в школу. С одним из новых знакомцев мама даже танцевала. Вдруг другому гостю сделалось плохо, он терял сознание. Его вывели на воздух, расстегнули китель… И обнаружили, что тот имеет ранение. А затем этот летчик, как в бреду, заговорил… по‑немецки. Ситуация показалась странной, однако появившиеся товарищи раненого объяснили произошедшее некими учениями, а после инцидент вовсе растворился в праздничной суматохе.
Тем не менее история не закончилась. Уже во время оккупации Минска мама на улице увидала «летчика», с которым танцевала на выпускном, в немецкой военной форме. Он тоже узнал ее… Стало ясно: группа веселых военных, встреченная выпускниками на тогда еще мирных минских улицах, оказалась переодетыми немецкими диверсантами.
— Что же было дальше?
— Прожив некоторое время в оккупированном городе — в районе нынешней фабрики «Коммунарка», моя бабушка Мария Адольфовна с детьми перебралась к сестре на хутор Яшево в 15 километрах от Минска. Сейчас это Дзержинский район, правда, от хутора теперь практически ничего не осталось. Яшево с его липовыми присадами больше походил на усадьбу. И стал настоящим партизанским перевалочным пунктом. В конце жизни, уже в больнице, мама писала маленькие такие записочки с именами партизан, бывавших на хуторе. Многие не дожили до Победы, погибли. 9 мая мы часто ездили положить цветы к памятнику в деревне Черкассы, рядом с которой стоял хутор. Мама всех помнила. Помнила и красноармейцев‑окруженцев, которые в начале войны также появились в Яшево… В июне 1944 года, во время освобождения, мама с сестрой принесли к дороге, по которой двигались советские части, воду и еду, и солдат, увидав их, воскликнул: «Мы же у вас были! Мы вернулись!» Он оказался из той группы красноармейцев, что заходила на хутор при отступлении. Такая вот невероятная история жизни, история встреч и расставаний, отступлений и побед.
— Но как случилось, что над Региной Витальевной нависла смертельная угроза?
— Дело в том, что неподалеку от Яшево еще в 1941 году гитлеровцы, мама говорила — эсэсовцы, развернули свою базу, рядом с Брестским шоссе. Выстроили помещения для себя, даже с ресторанчиком и клумбами с анютиными глазками, и бараки для заключенных, которых периодически переправляли на уничтожение в лагерь в Тростенец. С этой базы каратели отправлялись на свои смертоносные акции. Расстреливали семьи за связь с партизанами. Одну семью мама знала. Когда за ними пришли, 12‑летняя девочка выскочила раздетая в окошко дома. Но ее застрелили, она так и лежала — с сапожками в руках… Отец девочки шил маскировочные халаты партизанам.
— Как жил Минск во время и после вражеского нашествия?
— Мама говорила, что уже на следующий день, как в город пришли гитлеровцы, казалось, изменился сам воздух в Минске. В свое время, после войны, мама организовала фотосъемку кованых узорных балкончиков на старинных минских домах — так вот, в оккупацию нацисты на этих балконных решетках вешали горожан. Творились вещи невообразимые. Уже когда мама работала в музее, к ним попали документы, свидетельствовавшие, что нацистские палачи бросили на растерзание собакам детей из дома малютки.
Восстановление Минска. 1944 год.
Когда в 1944 году пришли наши, Минск представлял собой картину почти апокалиптическую. Но горожане подняли город из руин и вернули его к жизни.
— Как Регина Витальевна попала на работу в музей истории Великой Отечественной войны?
— Мама поступила на работу в музей в отдел фондов 2 октября 1944 года. По такому случаю бабушка сшила ей платье из мешковины с обтянутыми тканью фасолинками вместо пуговиц. Спустя годы мама получила медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Записи с именами партизан.
Здание, в котором разместился музей на площади Свободы, каким‑то чудом уцелело, может, потому, что имело толстые кирпичные стены и мощные перекрытия, даже водопровод действовал. И в нем разместилось сразу несколько художественных и культурно‑просветительских организаций: музей истории войны, художники, тетя Владя там собирала экспозицию, посвященную Янке Купале… Многие в тех помещениях и жили. Наш дом тоже разбомбили. Напротив здания музея, на месте, где сейчас высится восстановленная ратуша, люди сооружали землянки — хоть какая‑то крыша над головой. Одна женщина оттуда приходила в музей под водопроводным краном стирать пеленки своего ребенка — точнее, одну пеленку, которую потом обкручивала вокруг себя, чтобы быстрее высохла.
Знаете, тогда люди, пережившие ужас оккупации, часто называли свою мечту не «победа», а «конец войне». И в том крылся глубокий психологический подтекст. Победа, долгожданная и святая для всех, — это уже ведь праздник. А до того — «конец войне»: окончание нечеловеческих мук, выпавших на долю стариков, женщин, детей, которые хоть и не воевали на фронте, но сполна испили чашу страданий под смертельным сапогом захватчиков. Эти мирные люди тоже сражались — за жизнь, а значит, за победу. Как могли, насколько хватало их сил.