«Объем реализации в сентябре превысил объем производства»: как ЗАО «Атлант» преодолевает пандемийные и санкционные барьеры

«Мы технически готовы поставлять на рынок умный холодильник»

Спросите у любого на Тверском бульваре, что такое атлант, и подавляющее большинство респондентов ответит: «Белорусский холодильник!», даже и не вспомнив о персонаже древнегреческой мифологии. Действительно, предприятие давно стало одним из самых узнаваемых наших брендов, а его продукция весьма популярна на постсоветском пространстве, да и не только. Корреспондент «Р» побеседовала с генеральным директором ЗАО «Атлант» Дмитрием Соколовским, чтобы узнать, как обстоят дела у завода в нынешние нелегкие пандемийные и санкционные времена. 

Сложности закаляют

— Дмитрий Владимирович, как повлияла на работу предприятия коронавирусная пандемия? 


— Работать стало трудно, но интересно. В прошлом году из пандемийной ситуации мы смогли получить даже дополнительные выгоды. Когда остановились все зарубежные производители холодильников и стиральных машин, завод продолжал работать. Весной 2020-го мы продали очень большое количество бытовой техники, даже не смогли удовлетворить заявки в полном объеме. 

Однако уже зимой 2020—2021 годов пришлось столкнуться с последствиями ковида второго уровня, связанными с ростом цен на материалы. Напомню, Китай первым вошел в пандемию и первым же начал наверстывать упущенное, быстро выходя на прежние объемы производства. Сразу резко вырос спрос на металл. Металлургическая промышленность еще не восстановилась после локдаунов, и это привело к фантастическому росту цен практически на все материалы. Но выбора не было, приходилось соглашаться. При этом спрос на продукцию на основных рынках ослабел. Если весной 2020-го года люди сидели дома, делали ремонт, запасались продуктами, покупая для них холодильники и морозильные камеры, то к весне 2021-го произошло насыщение бытовой техникой домохозяйств. А потребительский спрос сместился в сторону других товаров и услуг: например, отдыха за рубежом, когда открылись туристические направления. Кроме того, стали сокращаться объемы потребительского кредитования, ведь в условиях нестабильной инфляции банки тоже осторожничают. Сложилась ситуация с высоким предложением и пониженным спросом. Поэтому перед входом в сезон продаж произошло снижение цен на бытовую технику. 

Слесари Оксана Пудович и Анастасия Рудькова монтируют систему охлаждения.

Еще одна постковидная проблема связана с транспортной составляющей. За последние годы в закупке комплектующих мы переориентировались из Европы в Китай: там и цены хорошие, и качество продукции улучшилось. Однако транспортное сообщение, контейнерные перевозки, остановившиеся на время пандемии, не восстановились в полном объеме и сейчас. Стоимость перевозки контейнера из Китая в Европу в десятки раз выше, чем два-три года назад. Соответственно, увеличились затраты на единицу товара. Но и это еще полбеды. Самое неприятное, что время доставки стало непредсказуемым. То есть вопрос даже не в деньгах, а в сроках получения необходимых материалов. Так что в 2021-м работаем в условиях некоторой нестабильности. 

— Коснулись ли предприятия санкции коллективного Запада?

— ЗАО «Атлант» санкции прямо не задели, а вот наш обслуживающий банк — да. Поэтому проблемы, которые касаются его, касаются и нас. Европейские поставщики опасаются, что в перспективе вопросы могут возникнуть и к «Атланту», а потому начинают перестраховываться. Впрочем, мы сохранили все контакты и на востоке, и на западе, продолжаем искать новых поставщиков по всему миру. В современной глобальной экономике практически нет абсолютно уникальных поставщиков, соответственно, нет зависимости от чьего-то субъективного мнения в какой-то стране. Холодильники, стиральные машины и другие изделия выпускаются, в сентябре объем реализации превысил объем производства. 

ЗАО «Атлант». Слесарь Людмила Левая.

Высокоэффективный бизнес

— Как обстоят дела со спросом на основную продукцию предприятия в нашей стране и за рубежом? 

— Три четверти объема выручки ЗАО «Атлант» приносит реализация бытовой техники: холодильников и стиральных машин. При этом две трети продукции уезжает в Российскую Федерацию, а вообще география поставок — от Монголии на востоке до Франции на западе. Многое в направлениях экспорта зависит от логистики. Холодильники и стиральные машины — товар довольно объемный, который экономически выгодно отправлять на расстояние до трех тысяч километров. Иначе стоимость перемещения становится сопоставимой с ценой изделия. В целом на нашу продукцию сохраняется устойчивый спрос, объем экспорта сопоставим с прошлым годом.

— Дмитрий Владимирович, давайте напомним читателям о структуре и специализации вашего предприятия. 

— В состав ЗАО «Атлант» входят завод на проспекте Победителей в Минске, который производит холодильники, завод бытовой техники в микрорайоне Шабаны, где делают стиральные машины, и станкостроительный завод в Барановичах. Впрочем, станкостроительный завод — это, скорее, историческое название. Сегодня основной объем производства этого филиала — изготовление компрессоров для бытовых холодильников, электродвигателей для стиральных машин, к слову, по лицензии Bosch, а также литейное производство изделий из серого и высокопрочного чугуна. В настоящее время завершается реализация инновационного проекта по модернизации литейного производства.

Борьба за покупателя идет с помощью цвета, внешнего и внутреннего дизайна, удобного размещения полок и ящиков.

Литейное производство — наиболее высокоэффективный бизнес ЗАО «Атлант». Его возникновение было обусловлено необходимостью изготовления чугунного литья для производства компрессоров, используемых в бытовых холодильниках. Основное требование к деталям компрессоров — высокая точность размеров (до десятой доли миллиметра), поэтому для минимальной механической обработки наше литейное производство обеспечивает требуемую точность. Востребована на рынке и иная продукция данного производства: анкера для железной дороги, заготовки, которые используются в России и на Западе для изготовления запчастей к автомобилям. После модернизации производства объем товарного литья вырастет более чем на треть.

Слесарь Елена СТРЕЧИН.

В конкурентах — айфоны

— Приходилось слышать, что предприятие начало разработку умного холодильника. Каковы успехи? Является такая продукция данью моде или необходимостью? 

— На нынешнем высококонкурентном рынке борьба за потребителя идет даже не с точки зрения, купит он холодильник Bosch или «Атлант», а не предпочтет ли холодильнику айфон. Технологии развиваются стремительно. По сути, сегодня мы приобретаем уже не просто телевизор, телефон, а настоящий компьютер. Функции же холодильника в этом смысле достаточно ограниченны. Чтобы успешно работать сегодня, надо ставить себя на позицию современного покупателя. С деньгами в магазины приходит новое поколение, которому свойственен совершенно другой подход к жизни. Для нас поломка холодильника — большая беда, для них — некоторое неудобство: можно же обойтись готовой едой, доставленной на дом. Соответственно, нужно потребителя чем-то привлекать — и это интересная задача! Сейчас мы технически готовы поставлять на рынок умный холодильник. Что это значит? На элементарном уровне можно смартфон подключить к холодильнику, посмотреть, какая в нем температура, отрегулировать ее. В дальнейшем, с развитием концепции умного дома, вы сможете получать информацию о содержимом холодильника. Он сам определит, какие продукты заканчиваются, и сформирует заявку в магазин, проанализирует ваше потребительское поведение, например, как часто вы заглядываете в холодильник, и, как телевизор или телефон, начнет собирать данные о ваших предпочтениях. Такая информация в современной цифровой реальности становится особенно ценной. Над архитектурой таких решений и программным обеспечением мы работаем. Безусловно, реализация проекта цифрового холодильника будет соотноситься с законодательными требованиями по защите персональных данных, причем на рынке каждой страны к ней предъявляются свои требования. Чтобы с ними работать, нужно привлекать не только конструкторов и технологов, но и юристов. 

Внутренний шкаф холодильника изготавливается методом вакуумного формования.

За всеми процессами — люди

— Каковы планы предприятия на ближайшую перспективу? 

— Без планов нет движения. Основная задача сейчас — завершение модернизации литейного производства. К слову, с учетом реализации этого инновационного проекта инвестиции в основной капитал по сравнению с прошлым годом вырастут более чем в десять раз. Что касается бытовой техники, будем интенсивно изменять модельный ряд, совершенствовать изделия, ориентируясь на потребности покупателей. Например, в последнее время, возможно, и в связи с коронавирусной инфекцией появился спрос на стиральные машинки, в функциях которых есть обработка паром. Покупатели интересуются также машинками с загрузкой до девяти килограммов, а значит, станем делать и такие. 

В планах на пятилетку — технологическое перевооружение практически всех участков производства холодильников и морозильников.

В планах на пятилетку — технологическое перевооружение практически всех участков производства холодильников и морозильников. Но основная задача — оптимизация внутренних процессов, направленная на повышение их эффективности, результативности и, что очень важно в современных условиях, гибкости. Например, сокращение перемещений материалов, деталей и узлов между участками. Подсчитано, что более 80 процентов времени производственного цикла материальные ценности где-то хранятся или перемещаются, а не находятся в процессе обработки. Побеждать будет тот, кто наиболее оптимально выстроит не только материальные потоки, но и финансовые, информационные, трудовые. Тот, кто станет быстрее реагировать на запросы потребителей, оперативнее переориентироваться. Для этого необходимо, чтобы служба маркетинга могла эти тенденции предсказать и трансформировать в задания для конструкторов. Для них необходимы гибкие подходы к конструированию. Здесь нужны IТ-решения. Но хочу подчеркнуть, что за всеми идеями, процессами и результатами стоят в первую очередь люди, ничто не происходит без их участия. Создание сплоченной, целеустремленной и креативной команды — вот самое главное условие эффективной работы любого предприятия.

nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter