Мы свой, мы новый мир построим?

Об уплотнении городской застройки
Мне повезло (хотя с какой стороны посмотреть): живу в центре города. Рядом с нашими домами уже не одно десятилетие существовал небольшой пустырь, окруженный высоченными старыми липами, тополями, каштанами. На пустыре окрестные жители выгуливали собак, студенты занимались физкультурой, иногда любители волейбола или футбола бегали со своими мячиками. Но всем было понятно: долго так продолжаться не может. И время «Ч» настало: как–то узнаю, что по квартирам пошли ходоки с «протестным листом» — собирать подписи против планируемого строительства спортивного объекта. Скажу честно, лично меня вполне устраивала полуидиллическая картинка из окна. Но начинать войну с застройкой я тоже не считала нужным: в конце концов, земля принадлежит городу, а не мне. И теперь, когда новое строение практически готово, по–прежнему ничего плохого в его существовании не вижу. Возможно, пока.

Я вообще не понимала суть протестов. Где жильцы обнаружили нарушение своих суверенных прав? Один знакомый в ответ на рассказ о «войне» предложил: могу поменяться квартирами с кем–нибудь из недовольных. Моя — в «спальном» районе: лес рядом, воздух прекрасный и даже тихо. А я, говорит, готов терпеть все неудобства, связанные с наличием спорткомплекса прямо перед подъездом, и даже машины его посетителей. Так ведь никто не захочет совершать такой «обмен»...

Надо признать, война в нашем дворе закончилась, так и не начавшись. Случаются же порой настоящие противостояния. Когда жители близлежащих к строительству домов не только бомбардируют инстанции письмами, но и переходят к активным «боевым действиям» — перекрывают дороги, блокируют входы и выходы. Безусловно, людей понять можно: жили себе не тужили, в комфортных условиях, а тут им настойчиво предложили потесниться. Но ведь не на чьем–то личном огороде предполагается строить новый дом, а на общемуниципальной территории. Уплотнение городской застройки — дело довольно болезненное. Местные власти добросовестно стараются свести издержки процесса к минимуму. Но сделать так, чтобы и овцы — целы, и волки — сыты, ох как непросто. Мне же кажется, корень проблемы, или один из корней, кроется в раненом чувстве социальной справедливости. Ведь в большинстве случаев в центре городов, на ухоженных, удобных улицах строится не дешевое социальное жилье, а дорогие элитные дома, сверкающие офисы, богатые торговые и развлекательные центры. Короче, места обитания и посещения наших обеспеченных сограждан.

Неудивительно, что новые хозяева стремятся за свои немалые деньги, вложенные в такое строительство, разместиться со всеми удобствами. Появляются основательно огороженные территории дворов, шлагбаумы, даже будки с охранниками. Что не может не вызывать раздражения у окрестных аскетичных старожилов — владельцев скромных апартаментов в «хрущевках», видавших виды девятиэтажках и километровых «китайских стенах» на 300 — 400 квартир. Да и порядком обветшавших «сталинок» тоже. Хотя в последнем случае примешивается особый нюанс: в таких домах нередко живут люди в прошлом тоже непростые, а теперь в силу возраста и обстоятельств спустившиеся с пьедестала и влившиеся в не самые богатые ряды работников и, конечно, пенсионеров. Противостоять произошедшим переменам они практически не в силах. Но и так просто смириться с ними у них не получается. А тут эти молодые «выскочки» на джипах... Со своими надменными доберманами и лабрадорами против «наших» старых верных дворняг и овчарок... Неудивительно, что «вскипает разум возмущенный».

Может быть, прежде чем приступать к возведению пентхаусов, люксов и полулюксов, стоит позаботиться об окружении планируемого «эксклюзива»? Потому что и те, кто будет жить в нем, и обитатели рядом стоящих «панелек» все–таки должны оставаться соседями, а не превращаться в классовых врагов. Обеспечение социального мира и согласия — наипервейшая забота общества, целая наука и искусство тоже. Недопустимо, чтобы одни группы граждан ощущали свое социальное унижение на фоне других. Наверное, и в самом деле абсолютное равенство среди людей невозможно. Но справедливость–то должна существовать. И местечковым эгоизмом ее не надо подменять — ни с той, ни с другой стороны. Каждый раз строить свой собственный, новый мир — не всегда правильно и хорошо.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter