«Мы ставим вопрос о новом качестве медицины»

Министр здравоохранения Василий ЖАРКО – о методах управления, перспективе страхования, частной практике и высоких технологиях

Василий ЖАРКО – о методах управления, перспективе страхования, частной практике и высоких технологиях

Люди, как известно, ассоциируются со своими делами. Вне зависимости от ранга, должности, семейного положения и прочих составляющих социального образа. Но некоторых сама жизнь приводит к такой ступени общественного положения, когда возможность совершать что-то во благо других становится не просто делом чести и каждодневной заботы, а государственной важности. Один из таких людей – министр здравоохранения Республики Беларусь Василий ЖАРКО, человек, который недавно стал  у руля важнейшей отрасли социальной сферы, а значит, на страже нашего с вами здоровья. Наш разговор получился деловым, но даже в этой интонации вдумчивый читатель сможет разглядеть те черты личности, которые и позволяют угадывать в человеке хорошего руководителя. 

— Василий Иванович, какие методы управления отраслью с вашим приходом, возможно, претерпят изменения?

— В своем выступлении на III Всебелорусском народном собрании Президент Республики Беларусь сказал: «Пора уходить от чрезвычайщины, от «ручного управления» экономикой и обществом. Использовать подходы, предусматривающие более широкое развитие инициативы и самостоятельности. Государству надо смещать акцент с административных методов управления предприятиями и отраслями на экономические». 

Уверен, что относится это к любой отрасли народного хозяйства, и здравоохранение в этом плане не исключение. Совершенствование системы управления отраслью связано с формированием новой медико-экономической модели, определенной Концепцией развития здравоохранения. В соответствии с ней в республике внедрена подушевая система финансирования, базисная методика формирования территориальных программ государственных гарантий оказания медицинской помощи, снижены диспропорции в распределении ресурсов, активно формируется республиканский технологический уровень оказания медицинской помощи. Обеспечивается работа и по стандартизации медицинских технологий. 

Программа социально-экономического развития республики на новую пятилетку предполагает внедрение новых организационно-правовых форм медицинских организаций, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и применении методов оплаты труда. Одно из важнейших условий решения этой и многих других стратегических проблем — обеспечение качественно нового уровня подготовки специалистов в области организации и экономики здравоохранения, со знанием действующих в мире моделей здравоохранения, систем финансирования и управления качеством. 

— А каким образом будет осуществляться «выход на экономически эффективную работу»? Помнится, именно об этом говорил премьер-министр Сергей Сидорский, представляя вас. 

— Он уже осуществляется. Проводится комплекс мер,направленных на повышение эффективности инвестиций в здравоохранение, более экономное, рациональное использование ресурсов, включая их перераспределение с высокозатратной стационарной медицинской помощи на низкозатратную и включающую профилактику заболеваний амбулаторно-поликлиническую помощь. В частности, в республике сокращена примерно шестая часть больничных коек, которые эксплуатировались недостаточно рационально. 

В стратегическом плане необходима проработка вопросов, связанных с использованием принятых в мировой практике принципов зарабатывания учреждениями здравоохранения денег (исходя из устанавливаемых тарифов на медицинские услуги), а также принципов экономической самостоятельности в использовании заработанных финансовых средств. Такой подход создает более благоприятные условия для оптимизации лечебно-диагностического процесса, внедрения системы оплаты труда по его объему и качеству, комплексной реструктуризации системы здравоохранения, сокращения неэффективно используемых мощностей и перераспределения ресурсов. 

В свою очередь территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи в перспективе должны выполнять функции контракта на финансирование определенного, сбалансированного объема медицинской помощи — без какой-либо привязки к числу должностей и коек. 

Подходить к подобным нововведениям первоначально необходимо на экспериментальном уровне: здравоохранение настолько чувствительная отрасль социальной сферы, что ошибки и просчеты в ней весьма опасны. 

— Будет ли в ближайшем или более отдаленном будущем опробована система обязательного медицинского страхования?

— Не думаю. Во-первых, нельзя абсолютизировать идеи обязательного медицинского страхования как единственно возможного прогрессивного пути развития здравоохранения. Есть иной путь, и опыт Великобритании, скандинавских и ряда других стран подтверждает это. 

Во-вторых, классическая модель социального медицинского страхования основана на взаимодействии частной ceти организаций здравоохранения и частной сети страховых организаций, что в социально-экономических условиях Беларуси неприемлемо. Например, в России бюджетно-страховая модель включает взаимодействие государственной лечебно-профилактической сети с частными страховыми компаниями, и многие российские специалисты отмечают, что такая система нерациональна и нигде в мире не используется. 

В-третьих, страховые системы здравоохранения отличаются очень высокими административными расходами, связанными с содержанием обширной страховой инфраструктуры, функции которой во многом сводятся к ретрансляции финансовых средств. 

— Василий Иванович, коль вы сами затронули сектор частной медицины, то какая роль будет ему отводиться в нашей стране впредь?

— Сектора, дополняющего государственную систему здравоохранения. Следует учесть, что в любой общественной системе здравоохранения объем и технологический уровень бесплатно предоставляемых населению медицинских услуг ограничен объемом финансирования из общественных источников (за счет налоговых поступлений и обязательных страховых взносов). При этом у гражданина должно быть право получить дополнительные услуги на платной основе как в государственной, так и в частной системе здравоохранения. 

— Каким образом будет решаться вопрос с нехваткой узких специалистов, терапевтов и педиатров в амбулаторно-поликлинической сети?

— Комплекс мер, осуществляемых в рамках возможностей Минздрава, включает политику перераспределения ресурсов на амбулаторный уровень, решение вопросов штатного нормирования, преимущественное распределение врачей в амбулаторно-поликлиническое звено. В перспективе также должно быть значительно расширено оказание специализированной медицинской помощи амбулаторным больным в стационарной сети: создание амбулаторно-консультативных отделений и стационаров на дому, развитие так называемой хирургии одного дня. 

Очевидно, что необходима также активизация мер по решению социальных вопросов работников здравоохранения,  работающих в первичном звене, обеспечение  приоритета их в оплате труда. 

— Как будет развиваться внедрение в практику высоких технологий?

— Нужно учесть, что здравоохранение исключительно ресурсоемкая и ресурсозависимая отрасль социальной сферы, а внедрение высоких технологий требует инвестиций, исчисляемых многими сотнями миллионов долларов. Чем более ограничены ресурсы, тем больше необходимость в их концентрации и максимально рациональном использовании. Поэтому будет продолжено формирование сети республиканских научно-практических центров, концентрирующих эти технологии в интересах всего населения республики. Будет осуществляться жесткий контроль на всех этапах внедрения высоких технологий, включая подходы к планированию и проведению закупок дорогостоящего оборудования, подготовку специалистов для работы с этим оборудованием, сроки его установки. 

— Василий Иванович, все же что будет поставлено во главу угла в   сфере оказания медицинской помощи?

— Прежде всего — обеспечение доступности и качества медицинской помощи. Другое дело, что доступность и качество — это цель, но не механизм реализации этой цели. Он как раз и заключается в выполнении установленных социальных стандартов в области здравоохранения и совершенствовании системы социальных стандартов, во внедрении и дальнейшем развитии медико-экономической модели, определенной Концепцией развития здравоохранения. Одно из обозначенных концепцией направлений деятельности — создание четкой системы управления качеством медицинской помощи, включая стандартизацию медицинских технологий и внедрение принципов доказательной медицины. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter