Но, думаю, куда выше котируется другое достижение. Впервые за суверенную историю страны импорт новых машин превысил ввоз подержанных. Их реализовано около 30 тысяч штук. Еще один абсолютный рекорд автомобильной Беларуси. К тому же ввоз «бэушек» из-за пределов Евразийского союза рухнул сразу в пять раз к объему 2015 года. Всего лишь 1377 автомобилей.
Однако мы по-прежнему кормим российских автопроизводителей. Большая часть автомобилей прибыла с необъятных просторов восточной соседки. Непонятно, почему россияне возмущались ограничениями при поставках на белорусский рынок? Видимо, хочется все сто процентов.
По информации Белорусской ассоциации автоперевозчиков, лидеры продаж — «Рено», «Фольксваген» и «Лада». Кстати, «Рено» уже три года безоговорочно лидирует не только в столице, но и в регионах. Несомненно, важную роль играют и открытые по всей стране новые автоцентры. Их уже около десятка, а в ближайшие годы французы планируют настоящую экспансию в небольшие города и райцентры.
Не отстает и «Ниссан», который вошел в первую пятерку продаж. Он предоставляет беспроцентную рассрочку на год в белорусских рублях. «Фольксваген» также запустил аналогичную программу. Кроме того, покупателям предлагают программу трейд-ин. То есть старое авто в зачет нового. А больше всего новых автомобилей зарегистрировано в прошлом году в Минске и столичной области. Особую активность в ГАИ проявили жители Солигорского, Борисовского и Дзержинского районов.
И вот еще на что хочется обратить внимание. Наши граждане с завидным постоянством начинают отдавать приоритет недорогим авто прямо из салона. Что ж, такой поворот вполне предсказуем. Ситуация с современными финансовыми инструментами позволяет стать владельцем новенькой иномарки, имея на руках даже весьма скромную сумму. В то же время ближайшие два-три года владелец свежего «бюджетника» пусть несколько и теряет в комфорте передвижения, но значительно сэкономит на обслуживании машины. Согласитесь, отдавать ежемесячно 300—500 долларов на незапланированные визиты на СТО и выплачивать эту же сумму за свое новое авто — разные вещи. Ну а по истечении гарантийного срока сэкономленные на ремонте деньги вкупе с процедурой позволят вновь пересесть на новенький автомобиль. И это может быть уже совсем не бюджетный вариант, а модель классом повыше. В общем, европейский сценарий в действии.
Сегодня Беларусь самая автомобилизированная страна Содружества. На тысячу человек 307 машин, 40-е место в Европе. За последние 15 лет их количество на душу населения выросло в два раза. И лидирует… нет, не столица, а Гродненская область. Регион удерживает первенство уже с 2011 года.
Правда, есть и одно но. После вступления Беларуси в Евразийский экономический союз возможности выбора для белорусских автолюбителей существенно сократились. Автопродавцы и бюджет страны оказались в проигрыше. Здесь несколько аспектов: увеличение таможенных пошлин, протекционистские меры, принятые Россией для поддержки своего автопрома, колебание валютных курсов в государствах — участниках ЕАЭС. А еще предстоящее внедрение систем с кнопкой SOS. Согласно требованиям нового техрегламента, с будущего года все продаваемые машины должны быть оснащены устройством автоматического вызова экстренных служб. Конечно, это дополнительные затраты.
Тем не менее, как говорил небезызвестный герой, автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. Они будут дорожать, но спрос останется постоянным. Так что — поехали.
shevko@sb.by