Мы сказали — мы сделали!

У ценителей и знатоков виноградных вин, кто с полуглотка может...

У ценителей и знатоков виноградных вин, кто с полуглотка может распознать каберне совиньон и алиготе, шардоне и пино фран, словосочетание «плодово-ягодное вино» вызовет в лучшем случае пренебрежительную улыбку и реплику: «Знаем мы это «чернило». Лет десять назад такое утверждение имело место быть в нашей повседневной жизни, когда в концентрированный сок добавляли воду и заспиртовывали. И cправедливо подметил советский ученый доктор медицинских наук Илья Шевелев: «Вино есть символ радости, и не вина вина в том, что иные топят в нем и радость, и горе».

Всем здравомыслящим вино разрешено

Приблизительно так начался наш разговор с Николаем Шифриным, директором унитарного предприятия «Червенский производственно-пищевой завод». «Кто знает сегодня о натуральном вине?— прямо с порога задает вопрос Николай Михайлович. — Людей надо учить, приучать. Как в развитых странах: наше — значит, лучшее. Мало кто сегодня знает, что основу всех современных плодовых крепленых вин составляют ягодные спиртованные соки (8—10 %) и яблочный сброженно-спиртованный сок. Вина производим по специальной технологии, где процент естественного наброда спирта в яблочном и клубничном сброженных соках составляет 8 %, и улучшенного качества, где процент естественного наброда спирта в яблочном сброженном соке составляет 10 %».

Далее Николай Шифрин с долей горечи утверждает, что вино естественного брожения сегодня покупать никто не готов, поэтому в «божественный напиток» приходится добавлять ректификованный спирт. И хотя за последние десять лет доля производства плодово-ягодных напитков на заводе сократилась с 98 % до 68 %, говорить о цивилизованном питье фруктовых вин пока не приходится. К культуре потребления таких напитков путь непрост и нелегок. Рассказал директор о том, как в 2009 году в Червень приезжали французы. На заводе для них устроили дегустацию белорусских вин. Накануне своего отъезда все члены делегации попросили продать им по две бутылки вина (больше нельзя из-за таможенных правил). И когда через год пришло ответное приглашение, в приватном порядке французы попросили захватить с собой червенское вино. При этом добавили: «Да, ваши вина крепленые. Но они сделаны по рецептуре, в них чувствуется и аромат, и вкус».

В прошлом году завод заготовил, переработал на соки и заспиртовал более 40 тонн смородины черной и красной, рябины обыкновенной и черноплодной, клюквы, 50 тонн клубники, более 2 тысяч тонн яблок. Переработали на сок и сбродили до естественного наброда спирта 8—10 % и заспиртовали до объемной доли этилового спирта 16 %. Запасов же яблочного сока хватит до середины ноября 2014 года.

Дай мне напиться «Игуменской криницы»…

Вторая составляющая червенского производства — безалкогольные напитки и вода. Водная индустрия Беларуси по масштабам сегодня может составить конкуренцию нефтяной. Поэтому борьба за рынки сбыта внутри страны представляется весьма жесткой. Не обошла она стороной и потребительскую кооперацию. 14 предприятий в системе Белкоопсоюза выпускают аналогичный продукт. Но на червенском заводе конкуренции не боятся. Только в прошлом году безалкогольных напитков произвели в 2,5 раза больше, чем в предыдущем, или 110 % при задании 107 %. Чистая прибыль предприятия составила 102 %, уровень рентабельности — 6,7 %. Все эти показатели лучшие не только среди предприятий района, но и всей потребительской кооперации. «Мы сегодня котируемся, — не без гордости заявляет Николай Шифрин. — Нас знают, и работаем мы «с колес». Я бы так не ставил вопрос, что наша вода самая лучшая. Минеральную мы завозим из санатория «Пралеска», что в Ждановичах. Минерализация ее выше, чем в среднем по республике, и она у нас самая дешевая. Привозим, очищаем, газируем и разливаем. Доставляем ровно столько, сколько реализуем. Основные потребители — свой район, система потребкооперации, коммерческие структуры.

Что касается качества газированных напитков, то у червенцев конкурентов найдется немного. Секрет прост: на заводе в качестве красителя по старинке используют жженый сахар. Вот уж действительно «вкус, знакомый с детства». Также освоен выпуск продукции с добавлением натуральных соков. И такое направление в работе руководство считает оправданным. Сегодня все больше людей уделяет внимание здоровому питанию. Хотя сахар, может, и не совсем относится к категории «здорового», но все же это натуральный продукт. А с мая заменили ароматизаторы, идентичные натуральным, на действительно натуральные (растительные настои).

Не одно производственное копье сломали на заводе, пока получили качественную питьевую воду. Только десятая установка позволила более-менее довести ее, как говорится, до ума. Сегодня поднятая со 100-метровой глубины червенская питьевая вода под маркой «Игуменская» в бутылках от 0,5 до 6 литров поступает в розничную продажу по всей Минской области, а бутыли объемом 18,9 литра распространяют по организациям. Отдельно надо сказать, что вся продукция из Червеня сертифицирована по международной системе менеджмента безопасности пищевых продуктов НАССР.

Деньги есть и денег нет

Унитарное предприятие «Червенский производственно-пищевой завод» по праву считается лидером не только в районе (формирует 16 % районного бюджета), но и в Минском облпотребсоюзе. В 2013 году получено 2 млрд. 600 тыс. рублей чистой прибыли. И в то же время просроченная задолженность перед заводом составляет более 6 млрд. рублей. Да и сам завод числится в должниках — примерно 3 млрд. рублей должен за сырье. Арифметика получается не из простых. «Мои работники обижаются, — говорит Николай Михайлович. — И обиды правильные. За три текущих месяца в сопоставимых ценах мы сделали рост 115 %. Для нас это не вопрос, если надо, и больше сделаем. Но мы хотим, чтобы заработанные нами деньги пошли во благо предприятия. Конечно, нам грех жаловаться при средней зарплате в 5 млн. 400 тыс. рублей. Но когда не хватает средств рассчитаться с налогами и счета арестовывают, согласитесь, ситуация ненормальная. За десять лет, что я работаю директором, мы получили 20 млн. рублей из инновационного фонда Белкоопсоюза на покупку парового котла. И больше ни копейки. На все остальное зарабатываем сами». Действительно, только в прошлом году на заводе установили два новых пресса. Один немецкий ленточный для отжима яблок и второй итальянский для ягод. Для их покупки завод оформил долгосрочный кредит. Установка ленточного пресса позволила увеличить выход сока на 5 % при закупе того же количества яблок и по той же цене. А это, в свою очередь, позволило увеличить и запас исходного сырья вплоть до середины ноября. Что обязательно скажется в сезон заготовок: заводу не нужно будет спешить заготавливать ранние яблоки, а можно будет дождаться их наибольшей спелости, 100-процентной отдачи сока и разумной заготовительной цены.

Чтобы расширить границы сбыта своей продукции, заводу необходимо изменить и внешний вид продукции. Для вина необходима евробутылка емкостью 0,75 л с корковой пробкой. Требуется обновление и этикеткам безалкогольных напитков. Назревает необходимость выпуска натуральных соков из местного сырья, прежде всего из клубники, черной и красной смородины, дикорастущих ягод. Чтобы иметь запасы сырья на год и не зависеть от сезонности урожая, надо освоить выпуск концентрированных соков, которые потом будут использованы и для газировки, и для вина, и для соков. «Если бы был решен вопрос о возврате денег, то можно было бы закрыть все проблемы, — уверен директор. — Мы проследили: вино продается в рознице в течение 15 дней. Так верните нам наши деньги хотя бы через 30, а не через 60, 90 дней или полгода. А то Крупки, Несвиж, Солигорск, Борисов, пока налоговая не закроет и не выставит им счета, нам не платят». В то же время проблема имеет и оборотную сторону. Чем, кстати, и пользуется розничная торговля. Мы упоминали о том, что аналогичная червенской продукция выпускается на более чем десятке других предприятий системы кооперации. А еще есть государственные и частные производства. Во многих районах республики действуют аналогичные заводы. Поэтому с каждым райпо червенское предприятие работает индивидуально. По вопросам реализации за все время директорства Шифрин никому не отказал, всем пошел навстречу по разумному удлинению сроков реализации. «Так если я не предоставлю столько дней отсрочки, — рассуждает руководитель завода, — то ее даст кто-то другой. А вот открытие кооперативного логистического центра приветствую двумя руками. Раз в кооперации есть своя промышленность, то прежде всего в магазины должна поставляться ее продукция. А чего недобрали — можно и сторонней дополнить. И порядок в расчетах должен наладиться».

«Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011—2015 годы, с одной стороны, ослабила финансовое положение завода, но с другой — заставила предприятие искать новые пути развития, — такого мнения придерживается Ирина Гудилина, начальник отдела промышленности Минского облпотребсоюза. — За последние пять лет в переоснащение и модернизацию предприятия вложено 3 млрд. рублей. В 2013 году в 2 раза расширен ассортимент продукции по сравнению с 2009 годом. Произошло увеличение прибыли, повысилась рентабельность. И немаловажную роль в стабильности завода, его слаженной и четкой работе играет руководитель предприятия. Десять лет назад червенцам, можно сказать, повезло, что Николай Михайлович оказался в директорском кресле. На сегодня червенский завод — одно из наиболее стабильных и устойчивых предприятий в Минском облпотребсоюзе».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter