Мы роду своему обязаны судьбою

Важной составной частью духовного наследия белорусского народа являются обряды, связанные с рождением ребенка, женитьбой или замужеством молодых людей, наконец, те ритуальные действия, которые выполняют родственники и близкие люди, когда кто-то из живых оказывается у порога вечности. К сожалению, большинство золотых правил традиционной культуры нашего народа утрачено, забыто нашими современниками. Зачастую наше элементарное неуважение к опыту прошлого приводит к самым непредсказуемым последствиям. И только тогда мы вдруг вспоминаем о "бабках", которые знают, как "выговорить" ту или иную болезнь, как помочь нам в трудную минуту. Чаще всего это происходит уже тогда, когда беда случилась и исправить ситуацию к лучшему бывает очень сложно.

Именно поэтому мы предлагаем нашему читателю рубрику, в которой с точки зрения традиционной культуры будут рассмотрены вопросы, связанные с рождением ребенка, беременностью женщины, родами, первым годом жизни малыша, выбором ему имени, крестных родителей. А затем разговор пойдет о смерти человека, приготовлениях к погребению, о похоронах, особенностях проведения поминальных столов, характере поведения родственников в течение первого поминального года.
Мы приглашаем вас к участию в заочном круглом столе: пишите, задавайте вопросы, подсказывайте, делитесь своими знаниями. Рассказывайте о том, как эти обряды когда-то проводились в вашей местности или в каком виде они сохранились до настоящего времени. Будем признательны за ваше неравнодушие и сопричастность к сохранению золотых правил нашего общего духовного наследия. Очень важно, чтобы в центре нашего разговора оказались дети, школьники, молодые люди, которые уже завтра возложат на себя ответственность продолжения нашего Рода.

У истоков бытия, или Беременность в мире традиционной культуры
Среди многочисленных тайн мироздания одной из самых загадочных и удивительных является тайна, связанная с возникновением жизни на Земле. Ее непосредственным продолжением, безусловно, является способность всей живой материи бесконечно воспроизводить себя в неограниченном количестве вариантов. Совершенно естественно, что тайна тайн порождала массу философско-этических и социокультурных проблем, касающихся осмысления жизни в историческом и повседневно-бытовом плане. Жизнь — загадка природы, направленная сразу к двум полюсам: она одновременно явление конечное, кратковременное и даже сиюминутное — на примере земного пути каждого конкретного человека, и вместе с тем оно бесконечное, непрерывное, вечное в контексте существования рода человеческого.
В древней славянской мифологии бытовало представление о том, что у истоков человеческой жизни стоит богиня Жива, которая наделяет рожениц счастьем продолжения рода человеческого. Со времени распространения христианской культурной традиции животворящая потенция была переадресована Творцу Вселенной. С тех пор в среде белорусов бытует пословица, смысл которой предельно прозрачен и ясен: “Бог дал — Бог взял”. Причем судьбоносный характер этого неоспоримого суждения распространяется не только на каждого в отдельности человека, но и на все его важнейшие жизненные события, например, о свадебной чете, сидящей за праздничным столом, говорится: “Не адну пару лапцей Бог стаптаў, пакуль гэтых маладых сабраў”.
Эти и бесконечное множество аналогичных фразеологизмов никоим образом не приближают нас к пониманию таинств жизни, а посему сразу же напрашивается ряд вопросов, которые необходимо связать воедино, в один тугой узел, чтобы хотя бы контурно обозначить исходную связь между Творцом и жизнью каждого человека в отдельности:
Бог вдохнул в человека
Жизнь,
 Предначертал ему Судьбу,
 Одарил его Долей,
 Отмерил ему Век,
 Предопределил
дату Рождения,
 Выбрал
Крестных родителей,
 Наделил Именем,
 Выбрал ему
Суженую (Супругу),
 Окружил его Семьей,
 Осчастливил Детьми,
 Возложил ответственность
быть продолжателем
 Рода,
Сохранив тем самым Жизнь
 на нашей Матери-Земле.

И как только человек пройдет все ступени своего земного пути, как только исполнит Богом предначертанную миссию, Творец пошлет за ним Смерть, которая неукоснительно исполнит высочайшее повеление: “Круцi не круцi, а трэба ўмярцi”, “Ляжы не ляжы, уставаць трэба, жывi не жывi, памiраць трэба”.
Только через понимание этой жизнеутверждающей связи, ее самоценности и самодостаточности можно попробовать приоткрыть тайну сакральных смыслов нашей ритуально-обрядовой практики. И хотя бы в некоторой мере понять те многочисленные запреты, регламентации, предупреждения, предписания и пожелания, сориентированные на то, чтобы соединилась счастливая пара, чтобы невеста вскоре забеременела, а беременность протекала без лишних осложнений, чтобы потом она легко родила здорового, красивого и желанного ребенка.
И еще одно очень важное обстоятельство. В среде славян, очевидно, некогда существовала вера в реинкарнацию (неоднократное переселение душ умерших предков), в то, что живительный сгусток энергии, получившей в христианской традиции название Душа, после смерти человека переносился в Рай (вы-Рай, Ирий), а затем (возможно, по требованию представителей этого рода) возвращался обратно, чтобы воплотиться в новых поколениях. Представление о возможности переселения душ подтверждается существованием многочисленных предписаний, которых должна придерживаться беременная с целью положительного воздействия на судьбу новорожденного.
Каждый ее шаг, каждый поступок в день праздничный и в контексте повседневности должен будет соотноситься с морально-этическими критериями и законами многовековой народной традиции.
Отношение наших предков к беременной женщине было двойственным: сакрально-охранительным и осмотрительно-предупредительным. С одной стороны, ее возводили в статус Мадонны, которая не только давала жизнь новому человеку — своему ребенку, но даже могла посодействовать лечению бесплодия тех, кто давно хотел родить, но в силу целого ряда причин не испытал такого счастья. (Из опыта народной медицины: если родила сама, то непосредственный ритуальный контакт с ней мог посодействовать и тем, у кого были проблемы с деторождением). С другой стороны, в течение всего периода беременности женщина находилась в состоянии определенной социальной и обрядовой изоляции. Ее поведение среди родственников и близких было строго регламентировано. Например, в воспоминаниях женщин пожилого возраста очень часто речь идет о том, что беременным нельзя было смотреть на пожар (увидев его, женщина от неожиданности и испуга инстинктивно закрывала лицо руками или хваталась за какую-либо иную часть тела и тогда новорожденный всю жизнь будет носить этот крайне нежелательный отпечаток испуга — красное грубое пятно), обманывать кого-нибудь, бить ногой свиней, котов, собак, кого-то дразнить, воровать (ребенок вырастет с наклонностью к воровству), переступать через веревку (ребенок может быть трижды обвит пуповиной), поваленное дерево и т.д.
Нормативные рамки ее поведения, казалось бы, едва заметно, ненавязчиво, незримо, но, тем не менее, достаточно жестко и безапелляционно создавали своеобразный правовой коридор или, что, по-видимому, более оптимистично, жизнеутверждающее русло, которое чаще всего было ориентировано на золотую середину, стремясь обойти коварные отмели (“не пераступай праз крывое — дзiця гарбатым будзе”) и непредсказуемые водовороты, способные унести в преисподнюю любого неосмотрительного человека (“не садзiся на камень — дзiця “скамянее”). Эта предельно узкая тропинка, напоминавшая оголенный чувствительный нерв, требовала взаимной деликатности как со стороны родственников, проживающих рядом, так и со стороны самой беременной. Наравне со всеми она принимала участие почти во всех повседневно-бытовых делах, но как только приближалась праздничная, ритуально-обрядовая ситуация, ее поведение резко ограничивалось и строго регламентировалось целым рядом предписаний, которые в исключительно консервативной форме сохранялись в памяти старших поколений и неприкосновенно выполнялись членами семьи.
Ограничения вытекали из двужизненности беременной (в одном живом сосуде одновременно сосуществовали две самостоятельные жизни). Одаривая жизнью нового человека, она как будто какими-то тайными каналами была связана с Раем (вы-Раем) людских душ, тем самым некоторое время владела необычными колдовскими способностями перемещаться в мир предков, некоторое время общаться с ними, а затем возвращаться назад. Понимание ее социальной, физической и культурной исключительности требовало от ее родственников и от тех, с кем она контактировала, особенно сдержанного и уважительного отношения: ее с удовольствием приглашали на праздничные застолья; даже самые несдержанные на язык мужчины не ругались в ее присутствии.
Отношение к явлениям, предметам, действиям, в которых присутствовало двойное (или сдвоенное) начало, всегда было объектом особого внимания со стороны простого народа. Так, существовало широко распространенное предостережение не употреблять в пищу сдвоенные плоды, например, сливы, боялись, что у женщины может родиться двойня; в один день никогда не играли свадьбы близнецов, оставляли в поле или использовали только в обрядовых целях “спорыши” — сдвоенные колосья хлеба.
В наших последующих статьях мы постараемся систематизировать внутриродовые отношения, в центре которых будет находиться беременная женщина. Для этого у нас есть, по меньше мере, два основания. Во-первых, осмыслить и упорядочить опыт наших далеких и близких предшественников. Во-вторых, найти в нем то рациональное начало, которое может быть использовано нашими современницами.
В этом месте необходимо сделать существенную оговорку: авторы понимают всю меру ответственности за презентируемый материал и за характер отношения к нему. Тридцатилетний опыт исследования этой стороны народной культуры давно убедил нас в том, что подавляющее большинство предписаний имеют непреходящее значение. А посему не могут обсуждаться по принципу — “может быть, а может и не быть”. К собранному здесь материалу можно относиться следующим образом: либо я это принимаю как данность, которая не требует доказательств, как рецепт врача, который не обсуждается. Либо для меня это просто развлекательно-познавательная информация, некое историко-культурологическое эссе, читая которое я просто коротаю время по дороге на работу. Третьего варианта просто не дано: извините за избитый стереотип — быть чуть-чуть беременной невозможно.

В следующей статье пойдет разговор о планировании пола ребенка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter