«Мы решили опередить предпринимателя...»

МАРИИ ФЕДОРОВНЕ повезло: два раза в неделю возле ее дома в деревне Антоны останавливается автолавка. Выходи, пенсионерка, покупай что хочешь. На этот раз взяла буханку хлеба, батон, сметану, молоко...

За счет чего докшицкие кооператоры получают прибыль и как конкурируют на сельском рынке.

МАРИИ ФЕДОРОВНЕ повезло: два раза в неделю возле ее дома в деревне Антоны останавливается автолавка. Выходи, пенсионерка, покупай что хочешь. На этот раз взяла буханку хлеба, батон, сметану, молоко...

— Корову не держите? — спрашиваю у Гаврилович.

— Нет сил. А раньше держала, — говорит Мария Федоровна. — Животных люблю. На ферме в колхозе отработала почти сорок лет. Была и дояркой, и телятницей. А теперь вот у меня только кабанчик и куры.

— А если вам понадобится телевизор заменить или холодильник, где купите такие крупногабаритные товары? Придется нанимать машину, ехать в город, — спрашиваю у Марии Гаврилович.

— Не нужно: мы сами все ей привезем, — за покупательницу отвечает продавец автомагазина Галина Раловец. — Пусть нам даст заявку на любой товар, любого габарита (шкаф, например, или диван), и в назначенный срок покупку доставим ей прямо домой.

— Такой порядок у нас для всех покупателей, которые живут в деревне, — комментирует наш разговор председатель Докшицкого райпо Юрий Ючкович. — Никому из сельских жителей не нужно ехать в город за покупками. Хоть спички, хоть соль, хоть мебельный гарнитур или строительные материалы — все привезем.

В райпо 8 автомагазинов, они обслуживают 240 деревень района, в которых проживают от 1 человека до 50. А расстояния на маршрутах разные: до отдаленной деревеньки приходится ехать 60 километров — это только в одну сторону. Там живут всего 6 человек, магазин для них нет смысла строить. И покупают они немного, так что выездная торговля у нас убыточная.

— Как же райпо выходит из положения? — интересуюсь я у Юрия Иосифовича.

— Торговля на колесах у нас занимает около 15 процентов, а 75 процентов товаров продается в стационарных магазинах. Вот эти торговые объекты и приносят прибыль, которая покрывает наши убытки.

Когда я узнал, что за январь—ноябрь прибыль составила более 40 процентов к уровню прошлого года, то не мог не спросить: за счет чего? Председатель района перечислил: увеличение роста товарооборота, строительство новых магазинов и торговых точек, капитальный ремонт их (от текущего отказались), перевод магазинов на самообслуживание, установка в торговых объектах морозильников и холодильного оборудования, подбор и учеба кадров, повышение их квалификации и многое другое.

— До моего прихода сюда по всем показателям райпо занимало в области 9—10 места, — констатировал Юрий Ючкович. — Так сказать, находилось в середине сводки — всего на Витебщине 21 район, — а теперь мы в призерах. По финансово-хозяйственным итогам 2010 года поднялись на третье место. Сюда входят темпы роста товарооборота, получение прибыли за оказание платных услуг населению и т. д.

ЧТОБЫ посмотреть, как работает торговля, с председателем райпо выезжаем в деревни района. На окраине города строится молодежный район, без магазина тут не обойтись.

— Предприниматель на аукционе купил землю и решил построить здесь магазин, — говорит Юрий Иосифович. — Но мы решили его опередить. Напротив будущей торговой точки частника за три месяца создали свой продовольственный магазин, затратив 820 миллионов рублей, площадь его 240 квадратных метров. Он уже работает.

— В нем есть все, что мне нужно, — говорит охранник районных электросетей покупательница Татьяна Янукович. — Выбор товаров впечатляет. Но главное — магазин находится рядом с жилыми домами, и нам не нужно ездить за покупками в центр города. Продавцы внимательные, вежливые. Всегда подскажут, какой товар выбрать. Сюда заходить — одно удовольствие: с пустыми руками не выйдешь.

Частному предпринимателю не завидую. Если он и построит свою торговую точку напротив большого магазина, то конкурировать ему будет нелегко.

— Пусть строит, — улыбнулся председатель райпо. — Его объект постоянно будет подстегивать нас в работе. Это и есть конкуренция. Но мы не станем спать в шапку. От такого соперничества покупатель всегда окажется в выигрыше.

Заведующая магазином Наталья Глинская дополняет:

— Работаем здесь всего три месяца, товарооборот хороший. Есть морозильная камера, холодильное оборудование. Здесь можно купить различные мясные полуфабрикаты, свежемороженую рыбу, пельмени, клецки, мороженое. Магазин находится в очень удобном месте и даже называется «Удобный». По дороге с работы люди заходят к нам и покупают кому что нужно.

Я бы добавил, удобный не только местным жителям, но и проезжающим рядом водителям, пассажирам. Находится-то он возле оживленной дороги Минск — Верхнедвинск — Браслав — Полоцк — Витебск. Хорошо и то, что магазин работает по принципу самообслуживания.

Еще больший выбор товаров в магазине деревни Тумиловичи. Здесь, кроме продуктов питания, можно купить хозяйственные товары — те же стиральные порошки, мыло, различную посуду, обувь, одежду, предметы туалета...  Заведующая магазином Надежда Маркович пояснила:

— Летом был капитальный ремонт здания, торговая площадь расширена. Установлено новое холодильное оборудование, есть морозильник. Товаров стало больше, они удобно разложены по полкам. Теперь месячный товарооборот магазина 120—150 миллионов рублей.

В книге отзывов и предложений нет жалоб или замечаний, значит, довольны покупатели.

— Работники сельской торговли иногда жалуются на низкую зарплату, а у вас она не слишком маленькая?

— Не обижаемся, — ответила Валентина Аркадьевна. — Все зависит от товарооборота. Чем больше выручка, тем выше зарплата. Как видите, есть что людям покупать...

Посещая сельские магазины, я обращал внимание не только на товары, но и на работу продавцов: не видел грубых, плохо одетых, хмурых. И покажут, и расскажут, и поблагодарят за покупку, не говоря уже о фирменных голубых халатах и приветливых улыбках. Ну как тут было не купить домой жене подарок?

Александр ГРАДЮШКО, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter