Мы освободились от химер

Недавно в Минск приезжал российский ученый, социолог, автор книг "Советская цивилизация" и "Манипуляция сознанием" Сергей Кара-Мурза.
Недавно в Минск приезжал российский ученый, социолог, автор книг "Советская цивилизация" и "Манипуляция сознанием" Сергей Кара-Мурза. Об актуальных проблемах мироустройства с именитым гостем говорила обозреватель "СБ" Нина Романова.

- Сергей Георгиевич! О чем вы предупреждаете людей в своих книгах?

- Затеянный в России эксперимент, списанный с западной либеральной модели, обречен на неудачу. Мы должны понимать - есть порог "богатства", при котором только и может возникнуть рыночная экономика. Да, Запад создал такой образ жизни, и в то же время сегодня очевидно, что этот образ общества потребления не может быть распространен на все человечество. Мы можем выйти на свободный рынок, заставив огромную часть населения сойти с цивилизованного уровня жизни. Уже сейчас большинство людей вынуждено покупать один и тот же минимальный набор продуктов и предметов. Каждый должен понимать: если он хочет ездить на "Тойоте", а не на "Жигулях", то тем самым вырвет у другого кусок хлеба. И главное - не успокаивать себя, мол, так получилось, что мне повезло и я езжу на "Тойоте"!.. На самом деле над нами довлеет целый ряд ограничений: состояние хозяйства, деградация работников - все это сейчас гораздо хуже, чем в начале 90-х. С помощью привлеченных денег у нас можно построить лишь отдельные анклавы современной экономики. Но известно, что с этих анклавов сможет прокормиться сравнительно небольшая часть населения.

- Отказаться от свободы, от тех ценностей, на которых выросло поколение после 1989 года, мне кажется, уже невозможно. Свобода, индивидуализм - это тоже ценность...

- Тем не менее сегодня многие начинают задавать правительству неприятные вопросы о том, что такой поворот не входил "в договор перестроечного проекта". Общество не считает легитимной прихваченную ничтожной в социальном смысле группой людей собственность. Да эти нувориши и сами не видят для себя будущего в России, поэтому так торопятся оформить иностранное гражданство, выводят за рубеж активы, отправляют жен и дочерей рожать за границу.

- А может быть, в том, что выживает сильнейший, и кроется некая справедливость?

- Что ж, давайте по этому пути пойдем. А дальше посмотрим, кто кого "зарежет". Если вы хотите, чтобы слабейший согласился занимать то место, которое вы ему отвели, то сначала надо полностью перекроить сознание миллионов, запрограммировав их на то, что есть избранные, а есть отверженные. А у нас-то люди не считают так. У нас знают, что все мы братья и все мы являемся частью соборного организма... Это заложено всей нашей культурой, которую вытравить невозможно.

- Сергей Георгиевич, но, кроме наслаждения своей исключительной славянской культурой, мы все-таки должны и конкурировать. Теперь "железного занавеса" нет, мы открыты - наедине со всеми в глобальном мире. Что мы можем предложить миру такого, что будет востребовано? И какой ответ от мира вправе ожидать?

- Запад очень ценит русский научный стиль. То, что мы являемся неотъемлемой частью мировой культуры, - факт. Одним словом, наша конкурентоспособность - не в сосисках... Есть вещи, которые мы делаем лучше всех. И этого ждут от нас.

- А каким ресурсом, на ваш взгляд, обладает Беларусь?

- Я бы сказал, это тип мышления, способ ставить проблемы и делать дела, который оказывает оздоровляющее воздействие на воспаленное сознание маргинальной части общества. На этом фоне неспособность современной российской элиты увидеть очевидные опасности поражает. И периодически у нас возникают приступы безрассудности. А когда есть рядом дружественная страна, которая служит каким-то сигналом или дает пример осмотрительности, - это, я думаю, и раньше нам было необходимо, а сейчас нужно еще больше. В массовом сознании Беларусь занимает очень важное место в России.

- Но почему тогда идет такая волна негатива?

- Критикует ничтожное меньшинство, которое имеет голос. На самом деле примерно 95 процентов россиян с очень большой надеждой и уважением смотрят на Беларусь. И в Лукашенко главное, на мой взгляд, то, что он говорит на языке здравого смысла.

Как говорил Киплинг, есть боги азбучных истин и боги торжищ, и люди всегда между ними мечутся. Пока что мы шарахаемся в сторону торжищ, но это не может продолжаться долго. Современная молодежь, студенты не застали советский утопический тип мышления и в то же время успели избавиться от утопий либеральных. То есть мы освободились от двух химер, которые сделали нас беззащитными. Убежден, если в России жестко сказать народу: "Мужики, хватит пить, начинаем работать", - общественный организм резко пойдет на поправку.

С помощью привлеченных денег у нас можно построить лишь отдельные анклавы современной экономики. Но известно, что с этих анклавов сможет прокормиться сравнительно небольшая часть населения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter