"Мы опоздали на десять лет"

В стране появилось новое общественное объединение — Союз писателей Беларуси. В чем причина его возникновения? Ведь до сих пор литераторов объединял Союз белорусских писателей.Сегодня в гостях у «Р» —первый секретарь правления Союза писателей Беларуси Анатолий Аврутин.

В стране появилось новое общественное объединение — Союз писателей Беларуси. В чем причина его возникновения? Ведь до сих пор литераторов объединял Союз белорусских писателей.Сегодня в гостях у «Р» —первый секретарь правления Союза писателей Беларуси Анатолий Аврутин.

— Анатолий Юрьевич, новый Союз появился своевременно?

— С его созданием мы опоздали на десять лет. Ровно столько лет можно считать вычеркнутыми из литературы, потому что Союз белорусских писателей выключился из литературного процесса. Занялся политиканством вместо творческой работы. Начались сплошные «пастановы», митинговые страсти. Словом, борьба с властью, которая сопровождалась оголтелой спекуляцией на культуре, проблеме белорусского языка и т.д. Все это подпитывалось и продолжает подпитываться Западом и направлено на подрыв существующего государственного строя.

В Союзе всегда шло вытеснение людей, которые не соглашались с тем, что от их имени все эти десять лет Союз делал какие-то заявления. А единомыслия там не было и быть не может. Двадцать-тридцать человек, которые правили балом, присвоили себе право говорить от имени всех писателей. Последние намеки на демократию, которые были в Союзе, давно вытоптаны. Что началось с образованием нового объединения писателей? Вся оппозиционная пресса так взвилась! Хотя что такого произошло? Если существует одна газета, то не может выходить другая? Есть одна книга, другой не может быть? Почему не может быть другой писательской организации в этой стране? Только в Москве где-то пять творческих союзов литераторов. Так и в других странах. Люди объединяются по интересам.

— Единомышленников у вас оказалось много?

— В состав Союза вошли 125 человек. Но раньше нас было больше. С нами были Иван Шамякин, другие крупные личности. Здоров был Иван Науменко. Не раз появлялись письма писательской общественности, в которых мы выражали протест, что от нашего имени позволяет себе говорить кучка писателей. Были возмущены, что организация втянута в политиканство. Сперва появилось «письмо ста», через некоторое время — «письмо семидесяти». Было очень много писателей-ветеранов. Мы хотели выйти из союза. Но тогда это не получилось. Теперь некоторые козыряют, что с нами нет «народных». Но это не показатель. Кстати, среди наших единомышленников двенадцать лауреатов Государственной премии. Есть академики, немало заслуженных работников культуры.

В большинстве своем это люди, входившие в состав прежнего Союза. Точнее, тот Союз существует и сегодня. Внутренний раскол там произошел давно, но юридически только сейчас. Тот Союз создал такую ситуацию, что если ты пишешь не по-белорусски, то ты – человек второго сорта. И так получилось, что многие белорусы, имея свои книги, вступали в Союз российских писателей. Хотя они имеют право быть признанными у себя дома. Мы их и пригласили. Потом, есть люди, которые просто никуда не вступали, потому что альтернативы в Беларуси не существовало. Зачем было заведомо идти в организацию, где тебя будут затирать? В нашем Союзе нет разделения по языку. Мы в обращении и уставе написали о равноправии двух языков, как в Конституции. Дело не в том, на каком языке ты пишешь. Если ты талантлив – будешь принят в Союз.

— Свой печатный орган у союза будет?

— Планируем его создать. К тому же в правление мы включили большое количество людей, которые ответственны за литературу. Например, директор издательства «Мастацкая літаратура», главные редакторы всех государственных литературно-художественных изданий, директор холдинга «Літаратура і мастацтва» и т.д. Мы хотим, чтобы эти люди были заинтересованы в том, чтобы поднять нашу литературу на новый качественный уровень. Будем разбираться и со школьными программами, репертуарами театров. И с теми, кто совершает вояжи по стране от имени писательской организации. Борьба литературная превратилась в борьбу за страну. Интеллигенция, которая мыслит по-государственному и хочет, чтобы у страны было будущее, не может спокойно на это смотреть. Эти люди и пришли в новый Союз.

— А литература может существовать вне политики?

— Она должна существовать вне политики. Поэтому когда писатель на митинге стоит на трибуне и что-то выкрикивает, он не на своем месте. Он должен сидеть за столом и своими произведениями доказывать. Беларусь сейчас – бельмо на глазу у мощных политических сил. Но посмотрите, чего достигла наша девочка на «Евровидении»! Молодая Европа проголосовала за Беларусь. Это очень показательный момент.

— Анатолий Юрьевич, стоит признать, что ваша организация не так многочисленна, как Союз белорусских писателей…

— Тот союз разросся почти до шестисот человек. В последнее время туда пачками (по 18—20 человек) принимались новые люди, которых никто не знает. Беларуси не нужен союз на шестьсот человек. У нас нет какого количества людей, достойных называться писателями.

Должно произойти очищение литературы. Сейчас писатель ассоциируется со словом «нищий», потому что на гонорары прожить невозможно. Если литературой заниматься после работы, то получается художественная самодеятельность. Надо спасти еще и профессию. Надеемся, что государство пойдет нам на помощь. У нас еще есть что спасать, и надо делать это незамедлительно. Хотя десять лет мы уже упустили.

— Какая помощь необходима писателям?

— Самая разнообразная. Как сейчас живут наши старики? На что они существуют? Недавно умер писатель Алексей Слесаренко. Ему было за 80 лет. Он даже снимался в фильме «Веселые ребята» в 1934 году. Заслуженный человек, а на кладбище его повезли прямо из морга. Некуда его было везти. Не хотелось, чтобы с кем-то такое же повторилось.

Мы хотим создать свой литературный фонд, который все это возьмет на свои плечи. Думаем возродить бюро пропаганды художественной литературы, чтобы писатели ездили по стране, выступали в коллективах и за это получали деньги. Так было раньше. Почему бы это не возродить?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter