«МЫ – ОДНА КОМАНДА»

РУКОВОДЯЩИЙ стаж Александра ЛАПОТЕНТОВА — один из самых солидных среди руководителей сельхозпредприятий Могилевщины. А тридцать лет назад, когда 25-летний выпускник Витебского ветинститута только возглавил «Родину», считался самым молодым среди своих коллег. «Даже в резерве кадров не стоял», — отметил Александр Михайлович. Хотя хозяйство досталось далеко не самое крепкое, председатель был уверен: такая должность ему «по зубам». И время это подтвердило. Сегодня «Колхоз «Родина» — одно из самых передовых СПК области.

Председатель СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района Александр ЛАПОТЕНТОВ — о вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем дне хозяйства.

РУКОВОДЯЩИЙ стаж Александра ЛАПОТЕНТОВА — один из самых солидных среди руководителей сельхозпредприятий Могилевщины. А тридцать лет назад, когда 25-летний выпускник Витебского ветинститута только возглавил «Родину», считался самым молодым среди своих коллег. «Даже в резерве кадров не стоял», — отметил Александр Михайлович. Хотя хозяйство досталось далеко не самое крепкое, председатель был уверен: такая должность ему «по зубам». И время это подтвердило. Сегодня «Колхоз «Родина» — одно из самых передовых СПК области.

— Александр Михайлович, китайские философы говорили: большая дорога начинается с одного шага. Наверное, важно еще, в том ли направлении он был сделан. С чего начинали вы?

— С откровенного разговора с людьми. Я сказал, что наше будущее — в наших руках. Добиться хороших результатов, в том числе и высокой зарплаты, можно только совместным трудом, это не задача одного председателя. И был рад, что мне поверили. С тех пор самое главное для нас местоимение — «мы». Мы — коллектив, мы — команда, где все работают на конечный результат. «Родина» и раньше специализировалась на животноводстве: плотность скота здесь была в два раза больше, чем в среднем по району. Сейчас она тоже остается высокой: 100—110 голов на сто гектаров сельхозугодий. Потому, даже в пору повсеместного «увлечения» цифрами отчетности, мы упорно работали по расширению и укреплению кормовой базы. И не прогадали. Причем многие идеи, которые зародились более четверти века назад, смогли реализовать относительно недавно — партия не разрешала. Если бы не эти запреты, сегодня сельское хозяйство продвинулось бы еще дальше!

— Что вы имеете в виду?

— Безвыпасное содержание скота. В восьмидесятых годах меня за такое предложение с работы снимали. Хотя и аргументы за эти технологии были вескими, и даже примеры — за подобным опытом мы в Подмосковье ездили. Ведь на самом деле: сначала на пастбище животные копытами выбивают половину кормов, а потом мы думаем, где их взять. В итоге все равно к этому пришли, но сколько времени потеряли! Вообще, многие позиции тогда приходилось отстаивать на свой страх и риск. Например, двухразовое доение. В те времена были коровы, которые по два-три литра давали. И надо было совести не иметь, чтобы ходить к ней за молоком трижды в день, глядя в голодные глаза.

— А когда накормили…

— …все равно утвердились в оптимальности двухразового доения. За исключением разве что коров голштинской породы, каждая из которых дает более 7 тысяч литров молока в год, или 40 литров ежедневно. К слову, мы завели эту породу немногим более десятка лет назад, а сегодня в голштинском стаде 200 коров. Для того чтобы сохранять его чистоту, реконструировали старую бросовую ферму, которая стоит отдельно. А в целом у нас КРС — более 7 тысяч, из них 2 тысячи — молочное стадо. Более двух третей молока сдаем сортом «экстра». Привесы КРС, как и другие экономические показатели сегодняшнего дня, тоже нас устраивают. К примеру, рентабельность по итогам прошлого года составила 23 процента. Но это ведь не предел! Сельское хозяйство тем и интересно, что здесь всегда есть место новым проектам. Вот сейчас, к примеру, подбираемся к свиноводческой отрасли, для чего и новую ферму начали строить. Один сарай уже ввели. А в целом комплекс рассчитан на две с половиной тысячи поголовья.

— В «Родине» ведь и раньше такое производство было.

— Но это исключительно для собственных нужд — той же столовой, к примеру. Промышленное производство — уже совсем другое. С одной стороны — отрасль «скороспелая», сулящая большую отдачу. С другой — чтобы эту отдачу получить, немало надо вложить. Когда мы обсуждали все связанные со свиноводством возможности и перспективы, говорили и о килограммовых привесах. Хотя, если честно признаться, до конца в такие реалии не очень-то верили. Но потом сами себе доказали — это возможно. Конечно, нам помогают и современные — голландские — технологии, которые к тому же еще и энергосберегающие, требуют минимум человеческого участия. Рентабельность в результате применения таких технологий может составить около 47 процентов!

— Хотя вы сказали, что в будущее хозяйства смотрите через кормовую «призму», все равно хочется напомнить: посевных площадей ведь больше не становится, а плотность скота, как вы сами заметили, растет.

— Этот момент тоже предусмотрели. В прошлом году завершили строительство собственного комбикормового завода, потребность в котором очень назрела. Будем и себя обеспечивать комбикормами, и зарабатывать на этом продукте. Планируем выпускать около тридцати видов комбикормов. Кстати, благодаря тому, что в хозяйстве есть своя строительная бригада, возведение новых объектов обходится дешевле, ремонтируются они вовремя. Вообще, многопрофильное производство — всегда гарантия того, что не окажешься в проигрыше. Не сработало одно — получится в другом. В девяностые годы знаете на чем зарабатывали? Макароны выпускали — 6 сортов. У нас и сейчас итальянская линия по их производству сохранилась, причем она в рабочем состоянии. Как и круподерка — в свое время мы и ячневую крупу сами делали. Даже собственный швейный цех был: куртки-пуховики и мини-юбки в Украину возили. И неплохо жили. При этом хочу уточнить: «Родина» никогда не имела дел с коммерческими структурами, только с государственными. Это наш принцип, если хотите.

— А еще какие-нибудь принципы есть?

— Конечно. И один из самых главных: все, что производится в хозяйстве, должно быть достоянием его работников. Тогда сама по себе отпадет такая проблема как воровство. У нас, например, что-то охранять нужно разве что от чужих. А свои знают, что на заработанный рубль получат еще и множество премий. Если раньше это был в основном тот же продуктовый набор, то теперь — деньги. У нас разработана гибкая система поощрения, которая стимулирует человека к добросовестному труду. К основной зарплате он получает доплаты за квалификацию, соблюдение технологии. Молодежь привлекаем не только хорошим жильем — а дома с удобствами мы строили всегда! — но и материальной поддержкой. Например, молодожены в «Родине» могут рассчитывать на получение солидной ссуды на покупку мебели и других предметов быта. Если у правления нет замечаний и претензий к их работе, хозяйство со временем эту ссуду погасит. Сельхозпредприятие на два первых года берет на себя и почти все коммунальные расходы молодых новоселов. Кроме того, каждый работник до 35-ти лет получает 10-процентную надбавку. Кстати, такую же доплату имеют и пенсионеры. Опытных людей, отдавших предприятию несколько десятков лет своей жизни, мы тоже очень ценим, и это тоже выражается в денежном вознаграждении.

— Помнится, ваше хозяйство одним из первых прогремело на всю республику как активный борец за здоровый образ жизни. После чего примеру «Родины» последовали и другие предприятия, учредив премии для некурящих.

— Да, семнадцать лет назад я сам бросил курить и спросил: «Хлопцы, кто со мной?» Не поверите: одновременно 31 человек отказался от этой привычки. Сегодня основная часть коллектива — некурящие, и все они получают доплату. За это время в системе поощрения мы продвинулись еще дальше: премиальные у нас получают участники художественной самодеятельности, родители школьников, которые хорошо учатся. Ведь дети — наша смена. Может, мое высказывание не самое популярное, но только из города к нам на работу почему-то никто не спешит. А вот свои остаются. Потому СПК очень тесно сотрудничает с Вишовской и Новосельской средними школами. И сегодня выражение «будешь плохо учиться — останешься в колхозе», к счастью, не актуально. Мы говорим так: чтобы попасть на работу в «Родину», надо отлично успевать! Двоечнику ведь импортную компьютеризированную технику не доверишь. За успехи в учебе, достижения в спорте, творчестве вот уже больше двух десятков лет выплачиваем стипендии. Размер стипендии первой степени — 160 тысяч рублей в четверть. И дети стараются, даже просят пересдать предмет, если оценка не устраивает! Сегодня доплаты от хозяйства получают 49 школьников.

Будем откровенны: что сегодня один из главных минусов работы в сельском хозяйстве? Ненормированный рабочий день — от темна до темна, иногда без выходных. Мы имеем стремление эту несправедливость устранить. У нас есть современная техника и новые фермы. Например, операторы машинного доения нынче не знают, что это такое — брать вилы в руки или доить корову вручную. Зарплата по хозяйству — от миллиона и выше. Но надо, чтобы сельский человек тоже имел свои два законных выходных, и «Родина» уже близка к тому, чтобы обеспечить такую возможность. Ведь если человек сможет планировать свое время, он и трудиться будет с полной отдачей. Наши нынешние взаимоотношения с церковью — лишнее тому доказательство. Храм святых Петра и Павла мы построили три года назад своими силами. Теперь график выходных понемногу «сверяем» с церковным: в большие православные праздники люди отдыхают. И тем не менее все работы, в том числе и сезонные, выполняем вовремя и качественно!

Светлана МАРКОВА, «БН»

Фото Николая ЛЕОНОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter