Подробности рабочей поездки Президента в Брестскую область

Мы никому не угрожаем. Но себя защитить сумеем

Укрепление ВВС и войск ПВО, проведение конституционного референдума и уроки казахстанских событий. Подробности рабочей поездки Президента в Лунинецкий район

Место третьей за последние семь дней встречи Главнокомандующего с военным руководством нашей страны было выбрано неспроста. Аэродром под Лунинцем с точки зрения безопасности государства — место стратегическое, находящееся неподалеку от южных рубежей Беларуси, напряженность возле которых нынче только растет. Прикрывать их нужно и с воздуха. Полным ходом идет милитаризация и западных соседей. Поэтому в повестке дня — формирование еще одного подразделения ПВО. Александр Лукашенко в связи с этим не преминул предостеречь Запад от попыток напасть на Союзное государство:
— Мы войны не хотим, но если нас будут не просто постоянно дергать, как они сейчас делают, а разворачивать против нас армии, запугивать нас и ставить на грань выживания разного рода санкциями — экономическими и неэкономическими, а еще более угрожать нам, мы тогда ломанем так, что мало не покажется. С нами не надо связываться, нас невозможно победить.

Чтобы нас не застали врасплох

В программе президентского маршрута — ряд военных объектов в Лунинецком районе. Главнокомандующему, в частности, доложили об организации и выполнении задач боевого дежурства по противовоздушной обороне. Что происходит на юге и в целом вдоль страны, в Беларуси видят. Как сегодня действовать — знают. Это к вопросу «как есть». А вот как будет — обсудили на совещании по укреплению военной безопасности. 

— Мудрая поговорка: «Хочешь мира — готовься к войне», — отметил Александр Лукашенко. — Жестокая, но такая мужская. 
Мы должны предпринимать все для того, чтобы нас не могли застать врасплох и чтобы в нужный момент мы могли ответить. 
Абсолютно убежден, что вы, люди в погонах, знаете, что надо делать, чтобы защитить нашу землю. 

Александр Лукашенко посетовал: еще 10 лет назад никто и не предполагал, что для защиты южных границ в Беларуси придется создавать воинские части и даже целое объединение. И вот почему:

— С болью в сердце мы наблюдаем все то, что творится в Украине. Ее нынешнее политическое руководство, находясь под внешним управлением, ведет порой себя непредсказуемо и неадекватно. Поэтому на этот случай — непредсказуемости, неадекватности — и на случай, не дай бог, военных действий нам надо определяться. Почти полторы тысячи километров южной границы Беларуси и Украины — это немалая протяженность. Чего бы нам ни стоило, нам надо не просто видеть, что будет происходить и происходит на этой границе, ее надо надежно защитить.

Примеров непредсказуемого и неадекватного поведения украинских властей Глава государства, к слову, назовет не один и не два. Из души украинцев, с сожалением констатировал Президент, вырывают все, что только можно. Память славянских народов, единые корни, язык, культурный и этнический код, который связывает народы:

— Все пытаются уничтожить в душе украинцев. Мы не представляли, что спустя несколько десятков лет после окончания Великой Отечественной войны по центральным улицам Киева, других городов будут маршировать молодчики с фашистской свастикой. Это для нас неприемлемо, потому что мы никогда не забудем все то, что творилось на нашей территории. В конце концов, мы помним Хатынь, помним, что произошло. И не только, что произошло, а кто творил там эти бесчинства. Это тоже одна из причин, почему мы вынуждены сегодня реагировать здесь, на юге нашей страны, на ту ситуацию, которая складывается.


«Войны мы не хотим!»

По понятной причине совещание с силовиками большей частью было закрытым от прессы. Но, несмотря на пронизывающий ветер и сильный снег, журналисты терпеливо дожидались Главнокомандующего, чтобы из первых уст услышать комментарии по наиболее острым темам повестки дня. И, скажем честно, основательно подмерзли:

— Холодно? — приветствовал нас Александр Лукашенко. — Вот представьте, что такое война… Поэтому не дай бог «допрыгаться» до этой войны. Особенно после того, как мы сами привыкли жить уже в тепле, с полным комфортом. Это не то поколение Великой Отечественной войны, которое жило знаете в каких условиях. А мы уже привыкли к хорошей жизни и очень остро ощущаем, что такое война. Поэтому надо делать все, чтобы ее избежать.

«Войны мы не хотим!» — эту фразу, отвечая на вопросы журналистов, Глава государства повторит не единожды. Причем говорить будет не только как Президент Беларуси и Главнокомандующий, но и как председатель Высшего государственного Совета Союза Беларуси и России:

— Не только потому, что это тяжело и плохо. Это не просто дискомфорт. Это ужасно для человека, для людей, и не только для военнослужащих. 
Не дай бог война, это коснется всех. Поэтому мы не хотим воевать. Не хотим еще и потому, что мы помним, какая была война у нас, которая закончилась семь десятков лет тому назад.
И еще один весьма эмоциональный нюанс. Президент обращает внимание: оборону — самую дорогостоящую систему безопасности — выстраивать нам приходится, по сути, от близких людей! При этом предупреждает: дергать нас не нужно.

— По духу мы люди такие, что нас невозможно победить, и по территории — от Бреста до Владивостока, — заявил Александр Лукашенко. — Уже многие пробовали последние три-пять, наверное, веков. Чем это закончилось? Понятно.

А если кто-то считает агрессором Беларусь…
— Мы ни к кому в огород не лезем, у нас достаточно земли, дай бог ее удержать и освоить. Вот наши цели. Но еще раз повторяю: если кто-то не вразумил все это — мало не покажется. Я не угрожаю, я просто предупреждаю: упаси вас господь!

«Весь мир понял, где правда, а где ложь»

За что уж точно особо упрямые иностранные политики и беглые недоброжелатели всеми силами пытаются обвинить нашу страну в агрессии, едва ли не в «воздушном терроризме», так это за четкое следование всем возможным инструкциям и международным нормам. Речь о вынужденной посадке самолета RyanАir в Минске, следовавшего рейсом Афины — Вильнюс. ­­ИКАО спустя девять месяцев наконец-то разродилось абсолютно нейтральным отчетом. В конце января совет рассмотрит доклад и предпримет соответствующие действия, также будет обсужден запрос Беларуси о законности наложенных на нее санкций. 

— Хотелось бы узнать ваше мнение о том, чего же ждать от этой организации. Готовы ли там сказать правду или продолжат гнуть линию коллективного Запада? Может, перед нами извинятся, откроют небо на Запад и для Запада? — поинтересовались журналисты у Президента. 

Он ответил: лучшим решением для Совета ­­ИКАО сейчас бы было спустить ситуацию на тормозах. А членов этой организации и вовсе назвал «героическими людьми»:

— При том давлении (это ооновская организация, вы знаете, что мы там не просто в меньшинстве, мы там одни) и тем не менее они были вынуждены признать, что Лукашенко по самолету огонь не открывал, не обстреливал его, что МиГ он не поднимал для того, чтобы понудить к посадке этот самолет. Слушайте, это герои, что они хоть это сказали.

По словам Александра Лукашенко, для Беларуси уже важен сам этот факт, чего-то большего от расследования пока не ждут:

— Если они готовы иное доказать, факты на стол. Фактов нет, мы тоже это видим: сейчас это разослано всем странам — членам ­­ИКАО. Вы знаете, кто там главенствует. Лучшее для них — это спустить все на тормозах, не лезть в дебри. Потому что чем дальше в лес, тем больше дров. Поэтому не надо лезть в дебри там: их ничего хорошего не ждет. И нам не надо ждать, что они на колени станут перед нами или даже стоя извинятся. Я этого не жду. Весь мир понял, где правда, а где ложь.

Дальнейшие шаги — за Беларусью. Наша страна, анонсировал Глава государства, будет обращаться в суд, чтобы ей компенсировали ущерб за санкции против авиационной отрасли. Сейчас его оценивают специалисты. Александр Лукашенко отметил:
— Пусть платят за тот ущерб, который они нанесли стране. Не только «Белавиа» — стране в целом. Пусть заплатят.

Запрос на справедливость

О другом геополитическом векторе. О ситуации в Казахстане на этот раз говорили не с позиции «кто виноват». Вопрос журналиста «СБ. Беларусь сегодня» касался измышлений по поводу их влияния на политическое будущее Беларуси. Версий на сей счет предостаточно: начиная от «смены неких сценариев транзита власти» и вплоть до «отмены референдума». Александр Лукашенко ответил так:

— Вы, журналисты, очень здорово эту тему раскрутили и ответили на массу вопросов. Что касается всяких измышлений по поводу референдума, вчера вечером (20 января. — Прим. ред.) я подписал указ. Как и обещал, в феврале мы проведем референдум. 
Референдум и подобные мероприятия могут не состояться только в одном случае: если, не дай бог, война начнется. Я об этом говорил. Думаю, не начнется. Поэтому референдум мы проведем.
Говоря о том, какие же уроки должна извлечь Беларусь из казахстанских событий, Президент подчеркнул:

— Урок один: не дай бог, чтобы у нас это произошло. Это главный урок. 

Александр Лукашенко уточнил, что имеет в виду прежде всего погромы и мародерство. И при этом попросил «не ставить нашу страну на одну доску с Казахстаном»: 

— Вы уже видели отношение к тем событиям (там несколько сотен погибло людей) и к нашим. Мы никому не отдали свои «голубые фишки», свои предприятия. Если бы они были в руках американцев, европейцев, нас бы не мочили так, как в августе 2020 года. А мы это держим в своих руках. Власть, деньги, собственность — в руках белорусов. Это им (на Западе. — Прим. ред.) не нравится. Месяц назад мне в открытую об этом сказали: ну надо отдать, надо их сюда втянуть. Я говорю: никому ничего отдавать не буду, потому что это не мое. 

По словам Александра Лукашенко, в Казахстане ситуация совершенно другая:

— У нас этого нет и никогда не будет. Подведи черту и напиши внизу — справедливость. 
Это главное — запрос на справедливость. 
Если люди видят, прожив десятки лет после распада Советского Союза, что этой справедливости нет вообще… Становится все хуже и хуже, одни богатеют, другие нищают… 



В связи с этим Глава государства привел пример с пандемией, за время которой богатые стали еще богаче:

— Это значит, большинство людей обнищало. Это первопричина всего. А потом ко всему мародеры, бандиты, хулиганье разное добавится. И спецслужбы это все профинансируют и покажут, куда идти. 

По словам Александра Лукашенко, западные спецслужбы сделали выводы из белорусского опыта:

— Вы же даже не заметили, кто стоял за этими бандформированиями и мятежом в Алматы. А у нас это было видно: Литва, Польша, потом Украина. А финансировали и направляли американцы. Мы это видели — спецслужбы. А там (в Казахстане. — Прим. ред.) работали спецслужбы определенных стран, и до сих пор этого не видно. Понятно, своя специфика в Казахстане. Но и они светиться не хотят. Без спецслужб такие скоординированные акции мгновенно, в течение суток, не проводятся. Почерк мы видим. И спецслужбы наши и российские, да и казахи, видят этот почерк. Придет время, захотят — скажут. 

Говоря о домыслах в части некоего транзита власти в Беларуси, Александр Лукашенко заявил:
— В тысячу первый раз говорю: я не признаю никаких транзитов власти, кроме одного — выборы. И народ определится, кто будет первым, вторым, пятым лицом в белорусском государстве. Я вам клянусь, как своим людям. Будет только так. И никто ни над кем довлеть не будет. Я не буду удерживать власть силой. Если я буду видеть по результатам выборов, что народ хочет другого Президента, — будет другой Президент.
Мне это зачем (удерживать власть. — Прим. ред.)? Я уже этого наелся. Вы теперь переживайте, будет Лукашенко или кто-то другой, которого вы не знаете. Вы — я имею в виду народ. Мне-то зачем париться и переживать по этому поводу? Доверили — вы видите, я работаю. Никто меня не упрекнет, что я не исполняю своих служебных обязанностей. Я человек деревенский. Мы так были воспитаны.


Конституция будущего

Продолжая тему предстоящего референдума, репортеры поинтересовались, как Глава государства лично оценивает подготовленный проект Конституции.
— Уверен, то, что мы предлагаем, что я предложил народу — проект, — это Конституция будущего. Самое главное — мы должны за эти два-три года научиться жить по закону. Ни влево, ни вправо.
В таком случае, считает Александр Лукашенко, не возникнет двоевластия, все органы и ветви власти будут заниматься своим делом, включая Президента, Всебелорусское народное собрание, Правительство, Парламент:

— Но все беспокоятся, исходя из ситуации нынешней: а вот бы чего-нибудь не случилось, вот бы не произошло каких-то столкновений наверху (потому что это мгновенно в общество перейдет). А вот для этого надо научиться жить по закону. Каждый должен заниматься своим делом и не заходить на чужую поляну. Я уверен, что нам это удастся. 
И мы сделаем разительный шаг навстречу настоящей демократии, где народ определится на референдуме, как жить, а мы, слуги народа, будем исполнять волю народа. В этом есть суть демократии. 
Поэтому я перспективы Основного Закона оцениваю положительно. Только надо его внедрить не только в умы, но и нашу повседневную жизнь через законы, подзаконные акты. Это мы сделаем.

Глава государства также признался, что, конечно, переживает, как все будет реализовано на практике:

— Опять же, ответственность на мне будет. Поэтому я боюсь и пытаюсь избежать разного рода случайностей, если можно так сказать. Хотя в глобальной политике случайностей не бывает, но всякое может быть: не тем путем пойдем, не те люди придут к власти. Я, конечно, за это переживаю.

Тем не менее Президент уверен, что если народ поддержит новый Основной Закон, то в течение двух лет все будет отстроено по этой Конституции:

— Будет тихо, спокойно, никто не будет переворачивать автомобили, сжигать, заниматься мародерством, обижать ваших детишек. Будет все тихо, спокойно — и транзит, и все остальное будет.


О пользе позитива

Вечная тема для всевозможных спекуляций — это здоровье Главы государства. Какие только слухи о нем не пускали в последние дни всевозможные оппозиционные телеграм-помойки. Впрочем, в четверг на встрече с губернатором Республики Тыва Александр Лукашенко уже даже не вскользь, а весьма конкретно сказал, что ковид и второй раз его не миновал. Поэтому историю о том, как Президент перенес болезнь, «Омикрон» это был или нет, журналисты в пятницу услышали от первого лица. Рассказал: хоть чувствовал себя в последнее время не очень хорошо, экспресс-тест показал отсутствие коронавируса. Однако на следующий день ему стало еще хуже:

— Думаю, надо мазок сдать — на 32—33-м цикле. То есть это уже, считай, переболел и заразы нет, то есть уже заразить ты не можешь. Фактически на ногах перенес. Не очень хорошо себя чувствовал, но на лыжах бегал, дрова рубил, все делал, как раньше. Единственное, не играли в хоккей.

Да и само заболевание, признался, он перенес намного легче, чем в прошлый раз: 

— Я наблюдаю, кто что говорит в мире по поводу ковида. Один то ли американский, то ли западный специалист заявил: если «Омикрон» — такой легкий вирус, давайте переболеем все и это будет вакцина для нас. С моей точки зрения — идеальное предложение! Наверное, я подхватил этот более легкий вирус, потому что я могу сравнить, что было в первый раз, что — сейчас. Это небо и земля. Мне было не очень хорошо, но я не мог не приехать на аэродром, не встретить своих «детей» — 250 человек, которых я послал в неизведанное (миротворческий контингент, вернувшийся из Казахстана. — Прим. ред.). Я не мог не вручить премии «За духовное возрождение», хотя уже были варианты, что я выступлю, уйду, а кто-то другой будет вручать. Я подумал: обидятся люди, некуда деваться. Рождество Христово — я храмы и тогда не закрывал (в начале пандемии. — Прим. ред.) и был в храме, а сейчас как не прийти? Прием на старый Новый год — я всегда принимал журналистов, артистов, наших культурных деятелей, чиновников. Как их не уважить, не наградить? Был ряд мероприятий, которые без Президента быть не могли.

Как заболел? Предположительно, на хоккейной тренировке.

— Вся, наверное, проблема в том, что наши ребята в Эмиратах играли, приехали оттуда — и из 20 человек 15 заболели, — поделился подробностями Александр Лукашенко. — А мы все время играли, тренировались. Наверное, я и подхватил этот вирус от нашей команды. Сейчас я чувствую себя нормально, но голос немного хрипит. Вчера уже тренировку хоккейную провели.

Совет от Президента — не париться. Наша болезнь, напомнил он, в голове.

Кроме того, Александр Лукашенко обратился к международным организациям:
— Я хочу всем этим жуликам международным сказать: хватит уже. Уже нам вывернули эти карманы настолько, что там ничего не осталось. Уже раздели всех. Надо уже заканчивать эту пандемию. Хватит уже, поиздевались над людьми.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Хренин, министр обороны, — о создании нового подразделения ПВО в Лунинце:



— Решение принято. То, что наше южное направление надо прикрывать и с воздуха, — это состоявшийся факт. Идет постоянная милитаризация европейских стран, концентрация военнослужащих, повышение интенсивности боевой подготовки у наших соседей, совершенствование военной инфраструктуры возле нашей государственной границы. Изменился политический вектор соседней Украины. Уже заявляют, что в министерстве обороны этой страны на постоянной основе разместились и работают американские военнослужащие. Авиация стран ­­НАТО полностью использует воздушное пространство Украины. Развернуты лагеря, порядка 6 тысяч различных категорий военнослужащих там сосредоточено. И на сегодняшний день вопрос военной безопасности стоит очень остро. Мы обязаны принимать решения. Поэтому Президент уделяет пристальное внимание состоянию и перспективам развития Вооруженных Сил. Мы прекрасно понимаем, что соответствующее вооружение очень дорогостоящее и должны исходить из возможностей нашего государства. Все эти моменты были нами просчитаны и доложены Главнокомандующему. Мы никому не угрожаем и, конечно, не потерпим, чтобы нам угрожали. Президент это четко отметил. Будем руководствоваться хорошим, проверенным и мудрым принципом: не надо надеяться, что противник не придет. Надо думать, с чем мы его встретим. Не надо надеяться, что противник не нападет. Надо делать все для того, чтобы его нападение стало невозможным.

Игорь Голуб, командующий военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны:


— Я докладывал Главе государства особенности организации боевого дежурства по противовоздушной обороне на текущий момент, порядок ее наращивания в ходе предстоящих белорусско-российских совместных учений «Союзная решимость — 2022», о развитии системы ПВО в перспективе. С уверенностью хочу сказать, что на текущий момент задачи, которые стоят перед ВВС и войсками ПВО, выполняются. Эффективность противовоздушной обороны высокая. Ее наращивание будет произведено согласно замыслу, который утвердил Главнокомандующий. 

В перспективе будет увеличиваться боевой состав авиации. Будет новая эскадрилья Су-30СМ, эскадрилья боевых вертолетов Ми-35М. Значительно усилим зенитно-ракетную составляющую, ракетно-технические войска. Они будут оснащаться новыми современными комплексами.

deu@sb.by

konon@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter