Мы не сторонники разбоя

Наш корреспондент проверила, сколько бутылок можно разбить в магазине бесплатно?

В магазине хотели протиснуться между людьми и случайно задели стеклянную бутылку? Корреспондент «Р» вдребезги разбила товар в пяти магазинах, но при разных обстоятельствах. И узнала, в каких случаях раскошеливается покупатель, а в каких за инцидент заплатит продавец.

Сыграла на пятерку

Мы всегда думаем: если на публике и произойдет какой-то конфуз, то точно не со мной. Но  работа такая — мне приходится нарочно спровоцировать неловкие моменты и постараться по-актерски в них сыграть. В торговых точках инсценирую самые очевидные и распространенные ситуации, когда бьется товар. Как себя вести, чтобы сохранить нервы и деньги?

Решаю безжалостно разбить тару с пивом — пусть этой «радости» другим меньше достанется.
Открываю холодильник, рассматриваю этикетки и уверенно беру зеленую бутылку

Первым делом отправляюсь в магазин шаговой доступности. В универсаме возле моего дома не экспериментирую умышленно — там целую вечность затариваюсь продуктами и продавцов знаю чуть не поименно. «Мне там точно любую выходку спустят с рук», — рассуждаю так и миную несколько улиц, до следующей торговой точки с надписью «Продукты».

По адресу Рокоссовского, 11а решаю безжалостно разбить тару с пивом — пусть этой «радости» другим меньше достанется. Открываю холодильник, рассматриваю этикетки и уверенно беру зеленую бутылку. Ба-бах! Сыграла, кстати, на пятерку: стекло якобы случайно выскользнуло из рук, вдребезги разбилось о кафель и острыми лепестками рассыпалось по всему полу. Ситуация, мягко говоря, неудобная. Краснею:

— Вот я неуклюжая! Извините! Дайте тряпку, я все уберу…

Ожидаю гнева и криков персонала, но по ту сторону прилавка на мою неуклюжесть реагируют более чем адекватно:

— Что вы так распереживались? Ну с кем не бывает! — вовсе не ругать, а утешать меня тут же выходит замдиректора магазина. Оксана Павлють (имя указано на бейдже), сразу видно, казнить меня не собирается. Подошва утопает в хмельном напитке, и я судорожно лезу за кошельком.

— Возьмите, — протягиваю 2 рубля.

— Вы что? — отнекивается в ответ. — Мы клиентов терять не хотим. Галина Викторовна, несите швабру, тут надо пол вымыть.


Драмы больше нет

Сыграла на пятерку: стекло якобы случайно выскользнуло из рук,
вдребезги разбилось о кафель и острыми лепестками рассыпалось по всему полу
Конфликт не разгорелся, расходимся мирно. Для второго «места преступления» выбираю гипермаркет неподалеку. В отделе с закатками тут бываю часто — могу с закрытыми глазами взять банку консервированного горошка и пройти к кассе. Поэтому пришлось изощряться: громкий хлопок — и кетчуп вместе с осколками стекла медленно растекается по кафелю. Сотрудник магазина видит эту «драму» и спешит ко мне. Как любой совестливый человек, слезно прошу меня рассчитать и не ругать прилюдно.

— Девушка, успокойтесь. Что-нибудь придумаем, — администрация, снова удивляюсь, не становится в позу, а относится весьма понимающе. Еще раз извиняюсь и иду дальше.

Не раздувать трагедию меня попросили и в третьей торговой точке. Правда, там я все-таки добровольно оплатила стоимость разбитой кружки. Именно так, мне рассказали сотрудники, зачастую и поступают покупатели: платят сами, потому что искренне чувствуют свою вину. Редко кто пускается в бега, пытаясь уйти от наказания.

После безнаказанности я включаю фантазию — на эксперимент беру с собой двоих детей. Подговариваю пятилетних мальчишек, те охотно соглашаются немного пошалить. Конечно, беру с них обещание: «Такое в первый и последний раз».

И снова стук стекла, по магазину бежит красная река гранатового сока.

— Моргнешь, а они что-то уже натворили, — оправдываюсь перед продавцом.

Та с трагичной миной оценивает масштабы ущерба. Ее молчание длится с полминуты.

— Нужно платить? Дети, такие дети, — улыбаюсь смущенно.

— Желательно, — слышу в ответ. — За дошколятами нужен глаз да глаз. А вы недосмотрели. Хозяин с нас высчитает, а на всех «разбивателей» у меня зарплаты не хватит.

Впрочем, просьба понятная. По себе знаю: когда подрабатывала в магазине посуды, третья часть получки уходила на оплату битых тарелок — хозяин магазинчика испорченный товар не списывал, а взыскивал ущерб с продавцов, то есть с нас. Во многих частных структурах, увы, такая практика существует до сих пор. И попробуй ты ей не подчинись.

Водка того не стоит

Конфликт не разгорелся, расходимся мирно

Совсем другое дело, если покупатель крушит товар намеренно или пребывая, скажем, в пьяном состоянии. Сыграть такое сложно, поэтому ищу реального человека в состоянии алкогольного опьянения. По вечерам у магазинов такие кадры встретить несложно, а уговорить за вознаграждение уж совсем труда не составляет.

Владимир, так представился мой новый приятель, разбивает водку не в первый раз.

— Всякое бывало, — признается с досадой.

Продавцы на очередной инцидент только поднимают брови:

— Ну, слушай! Ты опять? Давай рассчитывайся!

К слову, оплатить ущерб придется и тем, кто разбивает товар из-за драки или во время пробежки вдоль стеллажей магазина. И, случается, те потом наотрез отказываются платить. Но если видеокамеры запишут инцидент, довести в суде дело до победы магазину будет несложно.

— Из практики могу сказать, что подобные дела редко доходят до судебных разбирательств — стороны обычно договариваются. Официальное разбирательство требует много времени и сил, чего та же бутылка водки точно не стоит. Отрезвев, виновники все же возмещают убытки, — поделилась со мной своими наблюдениями кассир универсама в центре Минска.

Кто виноват?

Надо в каждом конкретном случае разбираться, виноват покупатель или магазин, акцентируют внимание в общественном объединении «Минское общество потребителей».

— Самая распространенная ситуация, когда покупатель что-то разбивает непреднамеренно, по неосторожности. Потребитель, который допустил порчу имущества продавца, обязан возместить нанесенный ущерб. Чаще всего конфликт будет исчерпан, если вы сами позовете работника магазина и честно признаете свою вину. Но ситуации бывают разные. Например, если разбили бутылку дорогого вина не по своей вине: уборщица недавно прошлась по полу мокрой тряпкой, вы поскользнулись и упали. Тогда покупателю стоит отстаивать свою невиновность, — помогает разобраться в нюансах специалист-эксперт Игорь Ковбаса.

Владимир Пучик, заместитель начальника отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома:

— Если вы уверены, что не виноваты, но администрация торговой точки с вами не согласна, просите книгу замечаний и предложений. Там четко и подробно описывайте случившееся, не забудьте указать дату и время. Отметьте все замечания по поводу выкладки товаров. Если вы подозреваете, что они расположены на полках неустойчиво, в магазине между стеллажами слишком узкое расстояние или проходы напрочь заставлены коробками — тоже все указывайте. На жалобу обязательно отреагируют. Вам придет письмо. Если ответ не удовлетворит, вы вправе обратиться в администрацию района, на территории которого находится магазин. Там и изложите свою версию случившегося.

ypopko@bk.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости