“Мы не от старости умрем...”

Гривковичи — деревня небольшая. Здесь о тебе знают больше, чем ты сам. А потому то обстоятельство, что вечно безденежный Ленька Касперович вдруг начал вовсю гусарить, угощая приятелей винцом и швыряясь деньгами, не могло не насторожить ушлых местных мужиков. Тем более что в свои 33 года Ленька уже трижды попадал на скамью подсудимых, получив в общей сложности 10 лет лишения свободы. Посудачив, общество пришло к выводу, что земляк опять где-то что-то своровал.

Так оно и было: Ленька действительно украл флягу и загнал скупщикам цветных металлов вместе с мотком алюминиевой проволоки. Но скупщики никогда щедростью не отличались, а потому смешно было бы думать, что отжалели они за краденое толстенную пачку купюр. И только когда в своем доме был найден труп деда Будника, деревенская молва тут же увязала воедино это событие с пьяным куражом Касперовича. Приехавшие из города оперативники все стрелки свели на Касперовиче. Он попытался было отпираться, даже придумал себе алиби, но слишком уж много улик красноречиво говорило о том, что произошло октябрьской ночью.
...Константин Данилович, дед Будник, после смерти жены жил одиноко и замкнуто. Человек по натуре угрюмый и прижимистый, он особой дружбы ни с кем не водил, сам в гости не ходил и других к себе не зазывал.
Сами собой возникли слухи о солидной будниковой заначке: дескать, денег у скупердяя не мерено. Деньги там действительно были, но, как оказалось, не такие уж большие.
Поздно ночью Касперович пробрался в дом Будника. На кушетке безмятежно спал хозяин. В руке незваного гостя оказалось увесистое полено. Последовал удар, второй, третий... Когда старик перестал подавать признаки жизни, Касперович быстренько обшарил убогое жилище, без труда нашел спрятанные деньги и скрылся в темноте, аккуратно притворив двери. Его добыча составила чуть больше 400 тысяч рублей. Домой Ленька вернулся вновь через окно, ничуть не потревожив спящую мать. Так появилось алиби: позже женщина скажет следователю, что сын всю ночь спал дома. И поклялась: “Если бы он выходил — я бы обязательно услышала”.
На суде убийца просил о снисхождении, но суд его просьбу оставил без внимания.
...Возможно, вся эта история и не заслуживала бы особого внимания: увы, наше время богато сюжетами и покруче. Но вся беда в том, что трагедия в Гривковичах оказалась типичной, еще раз высветив проблему, которую до сих пор не удается разрешить. Дело в том, что в сельской местности самой незащищенной категорией населения по-прежнему остаются одиноко проживающие старики. То есть вниманием власти они вроде как и не обделены: их регулярно посещают социальные работники, наведывается почтальон, время от времени заглядывают сельисполкомовцы и участковый. Но это все днем. А вот с наступлением сумерек пожилые, часто немощные люди оказываются один на один со всевозможной нечистью — с залетными бомжами и местной шпаной. Вспомните: настоящая волна насилия прокатилась по деревням, когда старики, чье детство и юность прошли в концлагерях да на фашистской каторге, получили компенсацию в дойчмарках. Это ведь хорошо еще, если в доме есть кто-то из детей или внуков. Хотя порой все складывается так, что и присутствие близких людей не спасает стариков от гибели. Скорее наоборот.
Федя Козак, сорокапятилетний житель Охово, стал убийцей собственного отца. Если говорить о причинах преступления, то главной из них является все та же пьянка: пил полевод СПК “Охово” крепко, а в пьяном виде становился скандальным и драчливым. Отец его, Иван Александрович, крепкий еще старик, был мастером на все руки, но особенно прославился своими хомутами: за ними к нему приезжали даже из соседних районов. В свое время старый Козак без особого восторга принял в дом сына, которого из-за пьянки выгнала жена. Но что поделаешь — все-таки родная кровь. Да вот беда: Федька, оказавшись под крышей отчего дома, ничуть не присмирел — продолжал пьянствовать, скандалить, валять дурака. Случалось, что ночью старик закрывал дверь на засов да так и не открывал ее сыну. По всей видимости, не хотел он эту дверь открывать и в тот поздний вечер. Но открыл, совершив тем самым последнюю ошибку в своей жизни.
Когда пьяный сын ворвался в дом, он принялся избивать старика. Просто какой-то зверь вселился в этого плюгавого человечка. Когда отец рухнул на пол, сын начал изо всех сил бить его ногами. Этого ему показалось мало, и он взялся за молоток. И некому было прийти на помощь, защитить от убийцы.
Суд приговорил Федора Козака к 13 годам лишения свободы.
Вынесенная в заголовок строка из знаменитого стихотворения Семена Гудзенко написана в другое время и уж совсем по другому поводу. Однако сути дела это не меняет. Мы должны беречь и охранять наших стареньких бабушек и дедушек, мам и пап. А для этого нужно быть внимательными к каждому из них.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter