Мы — не они, они — не мы...

Сегодня слово «звезда» уже потеряло свой смысл. Потому что на самом деле понятие «звезда» — это социологическое определение. Это тип личности, который, с одной стороны, очень близок массам, а с другой — очень далек
Сегодня слово «звезда» уже потеряло свой смысл. Потому что на самом деле понятие «звезда» — это социологическое определение. Это тип личности, который, с одной стороны, очень близок массам, а с другой — очень далек.

В чеховской «Чайке» один из героев — управляющий Шамраев — жалуется артистке Аркадиной: «Пала сцена, Ирина Николаевна! Прежде были могучие дубы, а теперь мы видим одни только пни». Образы «могучих дубов» остаются в памяти очевидцев, в легендах и на старых кинопленках. О «могучих дубах» нам рассказывают с экранов телевизоров...

Программа «Мой серебряный шар» Виталия Вульфа существует на телевидении более 10 лет. Героями его передач были не только звезды прошлого и настоящего, но и известные политики, и общественные деятели.

— Насколько ваши сегодняшние герои отличаются от тех, которые были?

— Как небо и земля. Вы же не можете сравнивать (скажем, если брать мир кино) Любовь Орлову и Янину Жеймо с Ингеборгой Дапкунайте или Еленой Кориковой! Просто жизнь изменилась. Повсюду. Не только в России. Она стала проще, стала больше зависеть от власти денег, и люди стали менее образованны. Мы живем в мире полуобразованных людей. Образованных — очень немного. Индивидуальности изменились... Даже личная жизнь сегодняшних звезд (так называемая личная жизнь так называемых звезд) довольно проста. А тех драм и страстей, которые были лет 60 тому назад, вы сегодня ни у кого не найдете. Потому что это другие люди. Вы забываете, что такие крупные актеры, как Бабанова, Тарасова, Степанова, Мансурова, — все получили образование до революции. Они были воспитаны иначе. Больше всего их интересовало только искусство. Я никогда не забуду, как Мария Ивановна Бабанова мне однажды сказала: «Было время, в 30–х годах, когда я играла 24 спектакля в месяц, и мне было ужасно неудобно ходить за зарплатой. Зарплату мне приносила моя подруга Тер–Осипян, потому что у меня было такое чувство, что это очень неловко: получать деньги за удовольствие. Потому что в те годы я играла с наслаждением».

— Тем не менее считается, что без рассказа о личной жизни художника понять невозможно. Именно поэтому мы эту личную жизнь раскапываем до безобразия...

— Знаете, когда я сейчас смотрю некоторые программы (не буду называть какие), наблюдаю две тенденции. Во–первых, постоянное желание все время все драматизировать и показывать в негативном свете. Алкоголизм — в обязательном порядке в каждой программе о крупном актере. Но в жизни ведь все иначе!.. Вторая тенденция — рассказывать о распущенности в личной жизни. Толпа всегда любит пакости. Потому что тогда получается, что «они такие же, как мы». А то, что есть талант, об этом забывается. Когда жила Любовь Петровна Орлова, о ее личной жизни никто ничего не знал.

— Тогда была другая история, и тоже не очень симпатичная — у нас были «парадные портреты». И никакой этим портретам жизни, кроме той, что в искусстве, не полагалось.

— А что плохого? Есть очень много западных звезд, которые никогда не рассказывают о своей личной жизни.

— Но эти «парадные портреты» были совершенно шаблонными!

— Ничего подобного! Они не были шаблонными. Они были идеалами! Как сказал Пастернак: «...глаза Любови Орловой прорезали тьму 37–го года». Она снималась в абсолютно просталинских фильмах, но она жила в ту эпоху, и люди десятки раз смотрели «Волга–Волга», «Цирк», «Светлый путь». Бесконечно... Могу вам привести пример американский. Грета Гарбо умерла в 1990 году. Ей было 85 лет. При ее жизни не появилось ни одной ее биографии. Ни одной статьи. Она этого не любила. Прожила 85 лет, не дав ни одного интервью. А была звездой номер один. Во всем мире... Обаяние и очарование Серовой любой человек чувствует в тех фильмах, где она снималась, понятно, что она была истинной звездой своего времени. А сегодня слово «звезда» уже потеряло свой смысл. Потому что на самом деле понятие «звезда» — это социологическое определение. Это тип личности, который, с одной стороны, очень близок массам, а с другой — очень далек. Который соединяет в себе недосягаемость и доступность.

— Тогда у нас таких нет.

— Сегодня — нет. Но они у нас были. И совсем недавно. Когда я делал передачу о Ренате Литвиновой, показал фрагмент из ее фильма «Небо, самолет, девушка» одновременно с эпизодом из старого фильма «Еще раз про любовь». Вот Доронина — и вот Литвинова. И никому в голову, даже моей домработнице, не пришло сравнивать это. Сравнивать это нельзя. Хотя Литвинова сегодня, на мой взгляд, самая талантливая актриса кино...

У каждого актера жизнь очень сложна, и их нельзя выпрямлять, нельзя превращать в набор фактов, который позволил бы зрителю сказать: мы такие же, как и они. Потому что все–таки это талантливые люди и это надо всегда помнить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter