Национальный академический театр имени Янки Купалы в Минске представил очередную громкую новинку. Спектакль‑ребус «Чакана гучна i да болю блiзка» («Ожидаемо громко и до боли близко») по мотивам пьесы Мориса Панича «Соглядатай» — третья большая премьера для 27‑летнего выпускника ГИТИСа Даниила Филипповича, чей театральный талант в прошлом году заново открыл чуткий ко всему новому и продвинутый Купаловский театр. Хотя в культурных кругах о Филипповиче заговорили задолго до этого. Еще учась в ГИТИСе, он успел посотрудничать с театрами в Пинске, Минске и Гомеле. Даниила также звали остаться в Москве — решил работать в Беларуси.
Даниил Филиппович: Мой принцип — не сделать никому больно, не оскорбить, не предать.
— Ваши коллеги, наоборот, обычно всеми силами стараются закрепиться в московской театральной тусовке, а вы после окончания учебы вернулись в Минск. Почему?
— Честно? Совсем не мой город. Хотя я был вполне конкурентоспособен, предлагали работу в нескольких театрах, но в данном случае речь шла о моем комфорте. Москва давит, в ней много людей. А в Минске своя квартира, родственники, любимые люди. Так что я выбрал комфорт.
— Слышала, вы чуть ли не на Арбате ночевали первое время...
— Все так и было. Две ночи спал на Арбате на лавке, потом мне перевели деньги, и я снял хостел. Восемь коек в комнате, только представьте! А ведь до этого я всю жизнь жил в своей квартире и никогда ни в чем не нуждался. Так что для меня это все было психологически очень сложно. Я бы, может, и не поехал поступать в Москву, но меня уговорил мой наставник Игорь Степанов, у которого я учился в Минском государственном колледже искусств. Я окончил его с красным дипломом, и Игорь Александрович настоял: «Поезжай». «Да кому я там нужен»? — возразил я. Но все равно поехал. Прошел в три вуза: институт имени Щукина, ГИТИС и Институт театрального искусства, где режиссерский курс в тот год набирал Роман Виктюк.
— Но все равно выбрали ГИТИС?
— Когда я приехал поступать, мне сильно помог Михаил Левитин, народный артист России. Перед финальным туром он сказал, чтобы я оставался у него. Я ему поверил. И сейчас очень рад, что поступил именно так. Потому что «Щука» — это скорее про актерское мастерство. А ГИТИС, в свою очередь, славится сильной режиссурой. Мы и правда там делали нереальные вещи. Михаил Захарович всегда относился ко мне с большой любовью. При этом он был строгим, порой невыносимым, очень сложным и одновременно очень интересным человеком. Никогда не отказывал в личной помощи. И за это я ему до сих пор безмерно благодарен. И даже иногда превращаюсь в него, когда репетирую спектакль. Он всегда ходил с карандашом, ни разу не видел его без карандаша. И у меня он тоже теперь иногда в руках появляется. Хотя это ни в коем случае не пародия, скорее, такое небольшое пижонство.
— Что главное вы вынесли из учебы в ГИТИСе?
— Не буду утомлять вас теорией. Скажу лишь, что на всю жизнь запомнил одну реплику, которую сказала одногруппница: «Вокруг тебя — люди». Эта фраза тронула меня до глубины души, я ее даже в наш последний спектакль вставил. Мне кажется, это главное, что должен понять человек. Понять — и не сделать никому больно, не оскорбить, не предать. Эта фраза не про отношения. Для меня она про то, что мы не одни в этом мире, даже если так порой кажется.
— Как вы оказались в Купаловском?
— Мне написала в соцсетях Тамара Миронова, заслуженная артистка Беларуси. Мы давно знакомы, не раз общались, она посещала мои спектакли в других театрах. В общем, Тамара Васильевна написала и предложила попробовать себя в Купаловском, и я с удовольствием согласился. Потому что всегда хотел с ней поработать. И с нашим худруком Ольгой Нефедовой, и с народной артисткой Беларуси Зинаидой Зубковой. Помню, видел их в «Свадьбе» российского режиссера Владимира Панкова — это был нереально крутой спектакль. Поэтому я пришел не в театр — никогда не мечтал о Купаловском. Я пришел к людям. Они мне интересны, и, мне кажется, наша с ними любовь абсолютно взаимна.
— Разница поколений и взглядов не стала проблемой?
— Вот честно: у меня никогда с артистами не было никаких проблем. Ни в одном театре. Они меня любят, слышат и каждый день признаются в любви.
Спектакли Даниила Филипповича уже стали театральной сенсацией — он по-своему видит мир и привычных героев.
— При этом вы режиссер строгий или лояльный?
— Очень строгий. Но на меня почему‑то не жалуются артисты, хотя я считаю себя в работе тираном и деспотом. Скажем, я заставляю актеров вести дневники своих героев. Именно заставляю, потому что они этого сильно не любят. Так было, например, когда я работал над «Грозой» в Полесском драматическом театре. Все актеры вели дневники от лица своих героев — Катерины, Кабанихи, Кулигина... И каждое утро артисты отчитывались мне, что они делают с персонажем, чтобы понять его поступки.
— Вам 27, и вы уже выпустили 35 спектаклей. Из‑за такого количества качество не страдает?
— Был год, когда я выпустил семь спектаклей и даже снял один клип... Качество не страдает, потому что идет серьезная подготовка. Пока ставлю один спектакль, уже разговариваю на тему второго. Скажем, идею «Соглядатая» мы начали обсуждать еще в сентябре, когда занимались «Женитьбой». Мне нравится так жить и работать, это всегда авантюра, ты долго подключаешь артиста к себе. Хотя сейчас этот процесс идет уже намного быстрее. Так долго я не работал еще ни с одной труппой.
— Сотрудничество с другими театрами планируете продолжить?
— Да, уже есть предложение от театра в Бобруйске. Два месяца идет обсуждение. Пока не могу сказать, что конкретно будем ставить. Но надеюсь с Бобруйском на долгосрочный роман.
— Чувствуете разницу в работе с региональной труппой и, скажем, купаловцами?
— Я не могу так сравнивать: эти лучше, а те хуже. Для меня все, кто со мной работал, одинаково любимы. Мне, например, очень нравятся ребята в Полесском драматическом театре. Там хорошая труппа, талантливые артисты. Более того, ни один театр никогда не навязывал мне пьесу или распределение ролей. Это всегда мой выбор, и путь к премьере порой бывает очень долгим. Мне важно, кто именно занимается со мной сотворчеством. И важно, чтобы актер дошел до сути.
— Только что вы выпустили спектакль «Ожидаемо громко и до боли близко». Довольны первыми показами?
— Начну с того, что на этот раз я немного пересмотрел свои приемы и решил отказаться от того, что обычно делаю. Получилось современное прочтение классической литературы. Ведь «Соглядатай» — это, считайте, уже классика. Это спектакль о людях. У каждого, мне кажется, есть такая беспомощная тетка, бывшая жена или бывший муж... На втором спектакле видел пару, которая ушла. Что‑то их сильно задело. И я допускаю, что само режиссерское решение может людей раздражать. Однако это нарочитый прием, зрители как будто бы тоже являются соглядатаями. Артисты говорят, что пока это их любимая работа. Потому что этот спектакль и про них в том числе, через него они высказывают свою боль.
— Уже думаете о чем‑то новом?
— А как же, будем ставить «Ромео и Джульетту» по Уильяму Шекспиру. Уже есть название: «Р + Д = любовь». Но идти спектакль будет на белорусском. Это мое прочтение классики и моя реакция на конфликт, который лежит в основе трагедии. Мне нравится тема искренности и всепобеждающей любви. Но чем закончится наша история, рассказывать не буду.
leonovich@sb.by
В гостях у «СОЮЗа» — режиссер Купаловского театра Даниил Филиппович
Мы не одни в этом мире
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.