Интервью с руководителями телеканала "Беларусь 1"

«Мы не делим аудиторию на сельскую и городскую»

НЕ СЕКРЕТ, что в начале осени телеканалы обычно открывают новый вещательный сезон. Однако на Беларусь 1 отказались от этой традиции и решили удивлять зрителя постепенно. Некоторые новые проекты появились еще летом, какие-то увидим в ближайшее время. О том, как развивается сегодня главный канал страны и каких новинок ждать, корреспонденту «СГ» рассказали главный директор телеканала Беларусь 1 Глеб ШУЛЬМАН и главный директор Агентства телевизионных новостей Белтелерадиокомпании Иван ЭЙСМОНТ.


Глеб ШУЛЬМАН

Иван ЭЙСМОНТ

— Глеб Михайлович, Иван Михайлович, давайте поговорим о новинках. Чего ждать в ближайшее время телезрителям?

И. Эйсмонт: — С августа мы показываем цикл хроникально-документальных фильмов АТН «Беларусь XXI». Заключительный, десятый, выпуск выйдет 4 октября, затем мы запускаем документальный цикл из трех серий «Мы — белорусы». И если в проекте «Беларусь XXI» мы детально восстанавливаем хронологию знаковых событий и страниц в истории страны, то в проекте «Мы — белорусы» будут подведены итоги существования независимого государства по трем направлениям — экономика, внутренняя и внешняя политика, социальное развитие. С хорошими показателями выходит в эфир и наш новый проект «Сделано в Беларуси» о популярных отечественных брендах и марках. 26 сентября стартует новая еженедельная итоговая программа региональных новостей «Краіна», в которой будет представлен недельный обзор самых ярких событий из жизни всех регионов страны. Благодаря новому проекту зрители будут находиться в эпицентре главных событий, которые происходят в самых разных точках Беларуси. Программа «Краіна» — это панорама жизни областей страны, представленная в виде тележурнала с оригинальными репортажами, подготовленными журналистами областных телерадиокомпаний.

Г. Шульман: — Летом мы запустили кулинарную программу «50 рецептов Первого». Обновились и наши имиджевые программы «Добрай раніцы, Беларусь!», «День в большом городе» и «Белорусское времечко». В октябре стартует новый медицинский проект для женской аудитории «Детский доктор», посвященный профилактике и лечению детских болезней. Готовимся к 90-летию Белорусского радио и 60-летию Белорусского телевидения. Юбилейные даты, особенно знаковые для нашего медиахолдинга, не будут оставлены без внимания.

Активно освещаем в эфире и участвуем в избирательной кампании. Закончились телевизионные выступления кандидатов в президенты в эфире Беларусь 1, выступления в эфире Первого национального канала Белорусского радио будут выходить до 2 октября. 3 октября в прямом эфире Беларусь 1 состоятся теледебаты между кандидатами в президенты. Непосредственно в день выборов, 11 октября, будем работать в необычном режиме. С самого утра в прямом эфире на Беларусь 1 будет работать информационный канал. Пригласим аналитиков, экспертов, наблюдателей, чтобы обсудить первые предварительные итоги. Новости в этот день будут выходить каждый час.

— Слышала, что для проекта «Беларусь XXI» закупали новое оборудование. А каким техническим параметрам сегодня надо соответствовать главному каналу страны?

И. Эйсмонт: — Процесс модернизации в соответствии с планом технического оснащения Белтелерадиокомпании идет постоянно. Этот год — не исключение, поэтому покупка нового оборудования никак не связана напрямую с тем или иным проектом. Прогресс идет вперед. У нас есть техника, которая позволяет работать не просто в формате HD, позволяющем добиться высокого качества картинки, а в Full HD, и можем хоть сейчас давать в таком качестве продукт. Просто пока к этому не готовы кабельные операторы, которые доставляют телевизионный сигнал абоненту. А насчет уровня — смотря с чем сравнивать. В Японии оборудование позволяет снимать и смотреть в формате 4К, картинка в несколько раз четче, чем в HD.

— В ноябре 2011 года в структуре медиахолдинга произошел ребрендинг Первого канала, ЛАДа, Беларусь-ТВ. В 2013-м — начали свою работу Беларусь 3 и Беларусь 5. 8 сентября этого года Могилев первым из областей запустил региональный телеканал Беларусь 4. Каждый теперь специализируется на своей аудитории. Не боитесь, что ваш зритель постарел, молодежь ушла на Беларусь 2?

Г. Шульман: — Ребрендинг наших телеканалов и объединение их под одним брендом «Беларусь» был задуман председателем Белтелерадиокомпании Геннадием Давыдько. Как показало время, это был очень правильный ход. Например, раньше на Первом канале было все — и спорт, и культура, и молодежные ток-шоу. Причем существовали обязательные показы той же Лиги чемпионов, футбольных матчей. Целевая аудитория этих программ не совсем соответствовала нынешней. Теперь наш канал ориентируется больше на женскую аудиторию, у мужчин появился свой, то же самое с молодежью. Нас смотрят социально активные люди 30—35 лет и выше.

И. Эйсмонт: — Почему у нас должны быть 17-летние, а не 50-летние зрители? Я не вижу в этом проблемы. Насчет старения аудитории понятно, что молодежь сейчас в интернете. Но для того чтобы нас смотреть, не обязательно включать телевизор, Беларусь 1 вещает онлайн в интернете. Причем там у нас много зрителей.

— В 2014 году Информационно-аналитический центр при Администрации Президента проводил исследования нашей медиасферы. Оказалось, сельчане чаще обращаются к национальным телеканалам, нежели горожане. Больше популярны среди сельских жителей и новостные передачи. Хватает ли контента на Беларусь 1, удовлетворяющего запросы этой аудитории?

Г. Шульман: — Действительно, сельчане, жители регионов смотрят нас больше. Скорее, это связано с ритмом жизни, который в городе намного интенсивнее. Честно говоря, я бы не делил аудиторию на сельскую и городскую. Для нас она — одно целое. В новостях АТН очень много сюжетов о сельской жизни, посвящаем этому отдельные выпуски передач.

И. Эйсмонт: — В любой стране есть стандарт первого — главного — канала. Он вещает на всю страну, и там должно быть все — и политика, и культура, и спорт, и экономика, и социальная сфера. Любой зритель может включить Беларусь 1 и найти что-то для себя.

Например, вернусь к нашему новому проекту «Краіна», о котором я говорил выше, где будем рассказывать о тех ярких событиях, которые происходят в областях. Казалось бы, ничего нового, однако впервые это будут делать журналисты местных телерадиокомпаний, которые ни разу не появлялись в эфире Беларусь 1. На них ложится большая ответственность, потому что региональные новости у нас очень смотрибельные.

— Есть устоявшиеся программы «Белорусское времечко», «Зона Х», которые популярны у зрителя. Их ждут какие-то изменения?

И. Эйсмонт: — Пока ничего кардинального не планируем. Рейтинг «Зоны Х» очень высокий, ее смотрят, и особо ничего не надо выдумывать, может, добавим больше интерактива.

Г. Шульман:  — Необходимо понимать, что у компании есть концепция развития. Мы работаем в рамках ее, и если видим, что «Времечко» собирает большую аудиторию, то мы не за революцию, а за последовательное и стабильное развитие. Конечно, меняется подача, а так программа уже четко структурирована.

— Хотелось бы отметить относительно молодую информационно-аналитическую программу недели «Главный эфир». Она существенно отличается от стандартных итоговых программ…

И. Эйсмонт: — Да, мы вышли за академические рамки и, чтобы зацепить зрителя, начали придумывать какие-то неординарные ходы. Ведущие стали выезжать непосредственно туда, где проходят какие-то интересные события. Затем можно было заметить, как они с лидерами мнений, которые потом пришли к нам в студию, возвращались на места самых громких и заметных событий недели, чтобы восстановить картину. Кстати, вы не первая делаете комплимент программе. Огромная проблема получить интервью у известных должностных лиц, экспертов, когда столько каналов, газет, радиостанций в стране. Важно показать себя так, чтобы эти люди не отказывали из недели в неделю, и, мне кажется, за год с лишним у нас это получилось.

Г. Шульман: — Последнее время программы «Главный эфир» и «Крупным планом» с Маратом Марковым стали очень цитируемыми не только в интернете, но и на лентах информационных агентств. Этот факт говорит о том, что в проектах представлена действительно эксклюзивная информация.

— На Беларусь 1 идет «Крупным планом» с Маратом Марковым, на ОНТ — «Надо разобраться». У вас общественно-политическое ток-шоу «Форум», на РТР-Беларусь — «Что происходит», есть еще и «Дело принципа» на ОНТ. Вам не кажется, что идет какое-то дублирование?

Г. Шульман: — Дублировалось бы, если бы эти программы шли в одно и то же время, в них были одни и те же гости, которые бы давали одинаковые ответы на одинаковые вопросы. А это просто одинаковая форма. Есть «Пусть говорят» с Андреем Малаховым, «Прямой эфир» на телеканале «Россия» и другие.

— А вы не думали создать скандальное шоу типа «Пусть говорят»?

Г. Шульман: — Мы не ставим перед собой задачу делать скандальное шоу.

И. Эйсмонт: — Меня удивляет, когда нас сравнивают с богатейшими каналами — Би-би-си, Евроньюс, Си-эн-эн, НТВ, ОРТ, РТР. Если вы съездите в соседние страны и посмотрите на их главные каналы, поймете, что наше телевидение — на уровне. В некоторых странах и даже в Центральной Европе хоровой концерт может идти три часа. Так они заполняют эфир.

Г. Шульман: — Для того чтобы сравнивать наши каналы, надо понимать, что у нас разные бюджеты и разные аудитории. О них можно судить по стоимости минуты рекламы на Первом российском и у нас. На белорусском рынке у нас открыт доступ к российским каналам, и мы достойно с ними конкурируем.

— На Беларусь 1 время от времени появляются новые лица — телеведущие, журналисты. Сколько сил им нужно потратить, чтобы прийти к мечте?

Г. Шульман: — У каждого свой путь на телевидение. Кто-то заканчивает журфак и приходит по распределению, а кто-то привозил сюда пиццу, его заметили, он прошел пробы и попал на экран. В Белтелерадиокомпании проходит круглогодичный кастинг ведущих. Ближайший, кстати, пройдет в стенах медиахолдинга 28 сентября. Однако если тебя отобрали, это не гарантирует, что завтра ты попадешь на экран. У человека будет шанс получить дополнительное обучение в нашей «Школе телевизионных кадров», пройти стажировку на телеканале, и не обязательно в качестве ведущего, возможно, придется поработать и ассистентом режиссера. Главное — понять кухню.

И. Эйсмонт: — В АТН были разные истории. У нас работает бывший сотрудник Жлобинского металлургического завода. Все бросил, приехал к нам, позвонил с первого этажа и сказал: «Мне негде жить, но я хочу у вас работать». Мы ответили: «Приходи». Сейчас молодой талантливый журналист Станислав Липский ведет новости спорта на Беларусь 1.

— Как проходит рабочий день таких крупных руководителей, как вы? Во сколько он начинается и заканчивается?

И. Эйсмонт: — Когда заканчивается последний выпуск новостей, это уже за полночь. У Глеба Михайловича тоже, когда на экране появляются разноцветные полоски. Нет понятия окончание и начало рабочего дня. Телефон никогда не отключается, это просто исключено.

Г. Шульман: — Цикл работы на телевидении круглосуточный, ночью готовятся павильоны для съемок, монтируются материалы на утро. Прелесть нашей профессии в том, что один день не похож на другой. И от этого не так устаешь. Бывает, конечно, изматываешься, но наутро приходишь снова — и все хорошо.

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter