Мы не будем торговать «горячим воздухом»…

Реализация положений Киотского протокола может быть полезной для экономики страны. Ведь сокращение выбросов подразумевает внедрение и освоение современных продвинутых технологий

Реализация положений Киотского протокола может быть полезной для экономики страны. Ведь сокращение выбросов подразумевает внедрение и освоение современных продвинутых технологий. А значит, помимо соблюдения экологических параметров, повысится производительность труда, товар станет более качественным и конкурентоспособным.

«В Беларуси на данный момент созданы практически все условия для реализации механизмов Киотского протокола: имеется нормативно-законодательная, институциональная база, подготовлены необходимые специалисты», — отметил первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Апацкий.   

Надо сказать, что страна движется в этом направлении семимильными шагами. Менее чем за два года, которые прошли с момента подписания Киотского протокола (Беларусь поставила свою подпись в августе 2005 года), сделано поистине немало. В частности, появились Национальная система инвентаризации парниковых газов и кадастр парниковых газов. Это те документы, которые в первую очередь будут оценивать международные эксперты. 

Создан орган, который впоследствии будет принимать решения по каждому конкретному случаю продажи СО2, — Государственная комиссия по проблемам климата под руководством заместителя премьер-министра Андрея Кобякова. В ее состав вошли руководители ряда министерств и иных государственных органов, ученые-климатологи и т.д. Принят также документ, определяющий процедуру прохождения и мониторинга проектов совместного осуществления. Для решения задач по сдерживанию роста выбросов утверждена Стратегия сокращения выбросов парниковых газов. 

Но одно из самых значимых событий произошло всего три месяца назад, когда на 12-й сессии Конференции государств—участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которая проходила в Найроби, стране удалось войти в приложение «Б» Киотского протокола. Многим странам, по словам Александра Апацкого, для решения менее значимых задач потребовалось более пяти лет. Напомню, поправка, которая, кстати, равносильна принятию нового протокола (это произошло впервые), закрепляет за страной конкретные количественные обязательства по сокращению выбросов на период с 2008-го по 2012 год и дает возможность в полной мере использовать механизмы протокола, в частности торговлю квотами. 

Тем не менее случайностью этот факт назвать нельзя. Такое решение стоило белорусской делегации работы на сессии почти что в  круглосуточном режиме. Кроме того, все доводы Беларуси, в частности подготовленная документация, были вполне убедительными. Теперь остается дождаться, чтобы 75 % государств — сторон Киотского протокола ратифицировали эту поправку. Сделать то же самое должна и наша страна. По словам Александра Апацкого, соответствующий проект указа подготовлен и внесен в правительство, и есть надежда, что в ближайшее время будет принято положительное решение по данному вопросу. 

Несмотря на то, что период действия первого этапа обязательств по Киотскому протоколу начнется лишь в 2008 году, уже сегодня многие пытаются подсчитать прибыль Беларуси от продажи свободных квот СО2, которые, по некоторым оценкам, равняются 200 миллионам тонн. Тем не менее пока это сродни гаданию на кофейной гуще. И причин тому немало. В частности, стоимость одной тонны СО2 – величина непостоянная: если еще совсем недавно речь шла о сумме от 3 до 15 долларов за тонну, то теперь верхний порог стоимости может зашкалить за 20 долларов. Нужно также учитывать, что стоимость квот, предоставленных на рынок разными странами, будет неодинаковой: предельные затраты на сокращение выбросов углекислого газа, например, Японии значительнее, чем затраты Беларуси. А значит, белорусский воздух будет дешевле. Но даже это не гарантия его востребованности на рынке квот: пока предложение во много раз превышает спрос. Кроме того, понятно, что, например, Евросоюз отдает предпочтение покупке собственного «воздуха». 

Что же касается Беларуси, как уточнил Александр Николаевич, наш объем свободных квот – величина условная. Так, ежегодно мы можем предложить покупателю около 40 миллионов тонн. Но, как пояснил Александр Апацкий, Беларусь не собирается выставлять на рынок всю национальную квоту, так как стране необходим резерв для роста развивающейся экономики. «Этот период действия Киотского протокола не последний, а значит, необходим запас для последующего этапа, — отметил замминистра. — Поэтому мы должны очень разумно строить эту политику. Однако те требования по привлечению инвестиций, которые до нас довело правительство, мы обязаны выполнить». 

Такая осторожность в любом случае неизлишняя. Хотя специалисты говорят, что ограничения, которые накладывает Киотский протокол, ни в коей мере не станут тормозом для развития белорусской экономики: по их расчетам, вплоть до 2020 года верхняя планка выбросов СО2 не превысит 100 миллионов тонн. Напомню, что за базовый Беларусь взяла 1990 год, когда промышленность выбрасывала в атмосферу до 120 миллионов тонн СО2. И согласно обязательствам за 5 лет должна снизить этот показатель на 8 %. А в 2004 году Беларусь выбрасывала около 75 миллионов тонн углекислоты. 

Более того, реализация положений Киотского протокола, напротив, может быть полезной для экономики страны. Ведь сокращение выбросов подразумевает внедрение и освоение современных продвинутых технологий. А значит, помимо соблюдения экологических параметров, повысится производительность труда, товар станет более качественным и конкурентоспособным. 

На усовершенствование технологий и тем самым сокращение выбросов СО2 направлен и другой механизм Киотского протокола — механизм «совместного осуществления». Суть его в том, что партнер-инвестор передает современную высокоэффективную технологию или капитал для ее приобретения, а получатель в свою очередь снижает выбросы или увеличивает поглощение «парниковых» газов, обеспечивая таким образом выполнение целей протокола. Достигнутый при этом эффект идет в зачет обеим сторонам. 

Кстати, в Беларуси уже разработан перечень из около ста проектов, которые могут быть впоследствии реализованы. В первую очередь они касаются сферы энергосбережения и энергоэффективности. Более того, по словам менеджера проекта ПРООН «Создание условий для использования механизмов гибкости Киотского протокола в Республике Беларусь» Александра Гребенькова, страна может начать их реализацию уже сейчас, как это делает, находясь в аналогичной ситуации, Россия. Потенциальный инвестор может рискнуть. Но Беларусь приняла решение начать действовать лишь после того, как будут соблюдены все необходимые формальности. 

Говоря подробнее об имеющихся у нас в копилке проектах, Александр Жоресович отметил, что два из них практически полностью проработаны и готовы к реализации. Более того, на них уже есть инвесторы – крупная японская инвестиционная кампания «Шимитзу» и фирма «Байелитинтернешнл». Речь — о проектах по утилизации свалочного метана и биоэнергетике. Заявителем первого, по словам собеседника, со стороны Беларуси будет Министерство жилищно-коммунального хозяйства, поскольку вопросы утилизации находятся в их ведении. Второго – либо снова Минжилкоммунхоз, поскольку в коммунальной собственности имеются котельные, которые надо перевести на биотопливо, либо концерн «Белэнерго», министерства, имеющие котельные и т.д. Помимо того, интерес в сотрудничестве с Беларусью, по словам Александра Гребенькова, проявили несколько углеродных фондов. 

Таким образом, положения протокола все больше приобретают реальные очертания. И остается совсем немного времени до того, как винтики Киото заработают. Понятно, что каждая страна, подписавшая этот документ, преследует свои собственные цели. После конференции в Найроби некоторые СМИ обвинили Беларусь в том, что она, прежде всего, преследует экономические цели. «Во главу угла наше государство ставит не торговлю «горячим воздухом», а решение экологических проблем, — опроверг это заявление Александр Апацкий. — И все средства, которые будут получены от реализации квот, пойдут на цели Киотского протокола, а значит, на  сокращение  выбросов парниковых газов». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter