Виктор ЯКИМОВЕЦ, первый заместитель генерального директора ОКУПТП «Брестоблагросервис» — о программе импортозамещения и ее преимуществах
Если бы нынешнюю финансово-экономическую нестабильность предприятия «Брестоблагросервиса» встретили без системной программы импортозамещения, которая успешно реализуется уже несколько лет, то работать эффективно сегодня было бы намного сложнее, считает Виктор ЯКИМОВЕЦ.
— Виктор Алексеевич, какие предприятия наиболее эффективно работают сегодня по программе импортозамещения?
— Выделить кого-то довольно сложно. Но хотелось бы отметить ОАО «Дрогичинский трактороремонтный завод», КУПП «Березарайагросервис» и ОАО «Березовский мотороремонтный завод», ОАО «Ляховичский райагросервис», ОАО «Кобринагромаш», ОАО «Ивановский райагросервис». Они выпускают не только запчасти к импортной технике, но и современные машины, которые прежде приходилось закупать за рубежом.
— С чего начиналась разработка аналогов импортных запчастей и агрегатов. Понятно, что на пустом месте их производство не наладишь…
— У предприятий имелась необходимая производственная база. Закупая зарубежную технику, наши специалисты знакомились с ее образцами, деталями и на их основе разрабатывали свои. С 2004 года, когда парк импортной сельскохозяйственной техники в сельхозпредприятиях начал активно пополняться, мы и начали реализовывать программу импортозамещения. ОАО «Березовский мотороремонтный завод» освоил ремонт импортных двигателей и комбайнов. На Дрогичинском тракторном заводе приступили к выпуску широкозахватных комбинированных агрегатов АКШ-6, бороновальных АБ-9 и другой техники, более доступной по цене. Далеко продвинулся в производстве полнокомплектной техники и запчастей ОАО «Ляховичский райагросервис». Из цехов предприятия выходят навесные дисковые косилки, почвообрабатывающие и бороновально-прополочные агрегаты, катковые приставки к плугам и культиваторам. Эта техника поставляется не только отечественным сельхозпроизводителям, но и за рубеж. Запчасти к зарубежным комбайнам «Мега-204», «Бизон-110», «Ягуар-850», практически не уступают в качестве, а по цене на порядок ниже.
— За счет чего этого удается достигать?
— Благодаря внедрению передовых технологий, экономии энергоресурсов, рационализаторской мысли. В среднем в стоимости каждой выпущенной детали или полнокомплектной машины 70 процентов затрат составляют материалы. Остальная часть приходится на зарплату сотрудников, энергоресурсы и другие расходы. Материалы мы закупаем по импорту. Металл дорожает, растут в цене электроэнергия, другие ресурсы. Где выход? В удешевлении затрат, использовании местных видов топлива, создании эффективных, безотходных производств, сотрудничестве с крупными отечественными и зарубежными предприятиями. К примеру, на Березовском мотороремонтном заводе освоили изготовление деталей методом литья по выплавляемым моделям с последующей механической обработкой. Такая же линия, только для чугунного литья, установлена на Дрогичинском трактороремонтном заводе. Все это позволяет удешевлять стоимость продукции, замещать ее импортные аналоги. В настоящее время мы производим более 250 наименований запчастей к импортной технике.
— А если перевести в денежное выражение...
— За прошлый год всего произведено запчастей на сумму около 3,3 миллиарда рублей, в том числе по импортозамещению — на 789 миллионов рублей. За первое полугодие нынешнего года по программе импортозамещения запчастей мы реализовали на 445 миллионов рублей. И это при том, что цены на них практически не увеличивались.
— К каким импортным машинам на предприятиях «Брестоблагросервиса» сегодня можно приобрести запчасти?
— Практически к любым. Только к зерноуборочным комбайнам мы производим 93 комплекта запчастей. КУПП «Березарайагросервис» выпускает 46 наименований деталей к комбайнам «Ягуар-840», «Бизон Z-110», свеклоуборочному комбайну «Холмер», плугам IBIS, кормоуборочным комплексам Е-280, 281, самоходным косилкам этого же класса. Березовский мотороремонтный завод, кроме зерноуборочных комбайнов, производит запчасти для импортной льноуборочной техники, плугов. Более 20 наименований запасных частей для комбайнов и навесных косилок выпускает ОАО «Ляховичский райагросервис».
Кроме того, сегодня производится много полнокомплектных машин, успешно заменяющих импортные аналоги.
Беседовал
Александр КУРЕЦ, «БН»
КСТАТИ
В соответствии с программой импортозамещения предприятия агросервиса освоили производство более 500 наименований запасных частей к импортной сельхозтехнике, в том числе 42 позиции в текущем году. Их изготовлено на 17 миллиардов рублей.