“Мы наращиваем мускулы нашей экономики”

Сколько бы ни было у нас средств, львиную их долю наше государство отдает на социально-культурные нужды. “В отличие от большинства постсоветских государств мы не только сохранили, но и укрепили систему государственной социальной поддержки различных категорий населения.

На уровне высокоразвитых стран
Сегодня у нас выплачивается 10 видов различных социальных пособий, реализуется целый ряд госпрограмм социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалидам”, — подчеркнул Александр Лукашенко, выступая на Всебелорусском собрании.
Даже западные эксперты отмечают, что экономический рост Беларуси имеет под собой широкую социальную основу, что в отличие от ряда других стран СНГ структура роста в Беларуси более благоприятна для трудовых ресурсов, а увеличение зарплаты и доходов способствует распределению результатов экономического роста среди достаточно широких слоев населения.
По индексу человеческого потенциала наша страна опережает все страны СНГ. Беларусь оказалась единственной из бывших советских республик, где не было допущено ухудшения в системе здравоохранения. Объем предоставляемых медицинских услуг в расчете на 1000 жителей у нас на 30 процентов выше, чем в Украине, и на 20 процентов выше, чем в России. По такому крайне чувствительному показателю, как коэффициент детской смертности, мы находимся на уровне самых высокоразвитых стран мира. “Государство целенаправленно вкладывает огромные средства, чтобы сделать медицинское обслуживание качественным и доступным для всех наших граждан, в каком бы регионе они ни жили, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Неотложная помощь, педиатрия, общая терапия, профилактика, борьба с эпидемиями, другие медицинские услуги в Беларуси оказываются за бюджетный счет. От этого принципа мы не отойдем и не имеем права отойти впредь, если мы назвали себя государством для народа”.


Эффективная модель
Конечно, все эти социальные программы были бы невозможны, если бы мы не преуспели в экономике. Но как раз тут наша белорусская модель социально-экономического развития на деле доказала свою эффективность. “Валовой внутренний продукт за прошедшие пять лет вырос больше чем на 43 процента. Это невиданные темпы! — констатировал Президент. — Если в  Европе ВВП возрастал в период с 2000 по 2004 год в среднем на 1,7 процента в год, в США — на 2,8, в Японии — 1,9, то в Беларуси этот показатель в прошлом году достиг почти 10 процентов”.
Однако не надо слишком обольщаться, заметил Президент. Ведь львиную долю в ВВП внесло сравнительно небольшое количество наших ведущих предприятий, а сколько предприятий еще сидят на дотациях государства и никак не могут подняться с колен. А ведь это не только вопрос экономики, это и социальный, и политический вопрос. Какое может быть настроение у жителей малых городов и поселков, если градообразующее предприятие не в состоянии выплатить им зарплату?
“Западные теоретики советуют избавляться от убыточных предприятий, банкротить их. Мол, поднимать экономически отсталые производства невыгодно. Однако мы ни при каких условиях не можем следовать таким советам, — заявил Александр Лукашенко. — Банкротить — проще всего. А как быть с жителями этих населенных пунктов? Что с ними делать? Тоже банкротить? Для нас такие подходы неприемлемы. Экономика должна работать на людей, а не против них”.
Вопрос об убыточных предприятиях непростой, но его обязательно надо решать. Причем не только государству, но и местным органам, самим предприятиям. “Сегодня всем надо шевелиться, проявлять инициативу, а не сидеть сложа руки и ждать, чтобы государство взяло на себя решение всех проблем. В нынешнем динамичном и конкурентном мире места для иждивенцев нет”, — подчеркнул Президент.
По словам белорусского лидера, в целом наша экономическая стратегия, предусматривающая активное участие государства в управлении экономикой, оказалась правильной, и “мы не намерены отказываться от наработанного опыта, от сложившейся системы”. Другое дело — надо постоянно совершенствовать экономические методы работы, модернизировать экономику, чтобы не допустить закостенения и топтания на месте. “Кстати, сегодня и ведущие западные страны все чаще обращаются к государственному регулированию экономики, — заметил Александр Лукашенко. — Сами-то они давно отошли от принципов стихийного рынка, а нам продолжают предлагать старые негодные модели развития. Но у нас есть своя голова на плечах”.


Рублю доверяют не меньше, чем доллару
Последовательная реализация выбранной стратегии позволила не только обеспечить стабильный рост валового внутреннего продукта, но и укрепить национальную валюту, банковскую систему страны. Это чрезвычайно важно для успешного развития государства. “Мы справились с инфляцией и в результате получили устойчивый рост объемов банковских вкладов населения и предприятий в белорусских рублях, — сказал Президент. —  Только за 2005 год они увеличились на 41 процент. Сегодня доверие к нашему рублю уже никак не меньше, чем к доллару”.
Неуклонно росли государственные инвестиции на создание и воспроизводство основных средств. За последние три года среднегодовой прирост инвестиций составил более 20 процентов. В прошлом году на развитие экономики и социальные сферы государство направило почти в два раза больше средств, чем в начале пятилетки. “Представьте — за один год на капстроительство было направлено свыше 7 миллиардов долларов! — сказал Александр Лукашенко. — И это большая победа. Потому что инвестиции в модернизацию, строительство, создание нового — это залог того, что страна будет жить и процветать. Если этих инвестиций нет — страны не будет”. За пять лет  капитальные вложения, инвестиции, направляемые в сельское хозяйство, увеличились в 4 раза, в промышленность — в 2 раза, в транспорт — в 2 раза, в жилищное строительство — почти в 1,5 раза. И это дало свои плоды. “Мы наращиваем мускулы нашей экономики”, — подчеркнул Александр Лукашенко.


Квартирный вопрос
Большую роль в нашей экономике играет строительство жилья. В отличие от большинства постсоветских стран Беларусь не допустила развала строительного комплекса и сформировала систему государственной поддержки жилищного строительства. Ежегодно на эти цели направляются значительные финансовые ресурсы, в том числе за счет выделения льготных кредитов. За пять лет введено в эксплуатацию более 16 миллионов квадратных  метров общей площади жилья. При этом почти 50 тысяч квартир были построены в сельской местности. Такого никогда еще не было, констатировал Александр Лукашенко.
По размаху жилищного строительства Беларусь устойчиво занимает первое место среди стран СНГ. В 2005 году в республике на 1 тысячу человек населения введено в эксплуатацию почти 400 квадратных метров общей площади жилых домов. Это почти на 40 процентов больше, чем в России, и в 2,5 раза больше, чем в Украине.
“Но главная проблема сегодня — это не только строительство квартир, но и их доступность. Мы целенаправленно работаем над решением этого вопроса”, — сказал Президент. В 2001 году за месячную зарплату можно было купить только 0,3 квадратного метра жилья, а в 2005-м — почти 0,7. “Но в мире за среднемесячную заработную плату можно купить 1 квадратный метр, и нам надо за пятилетку достичь этого высокого мирового уровня в развитии строительства жилья”, — поставил задачу глава государства. Когда семья за среднюю зарплату может купить 1 квадратный метр жилья, она считается платежеспособной и может взять льготный кредит на строительство и покупку новой квартиры или дома.
“На следующую пятилетку нам необходимо поставить такую цель: молодая семья должна иметь возможность приобрести собственную квартиру не позднее чем через 3—5 лет после свадьбы и прежде всего через льготное кредитование, — заявил Александр Лукашенко. — И столь грандиозные задачи ставятся не для популизма, это проект решения, через пять лет придется отчитываться за это”.
К сожалению, действующая сегодня в Беларуси система ценообразования не отвечает потребностям развития жилищного комплекса — она сложна и громоздка. “Правительству следует как можно быстрее навести порядок в этой области, — сказал Президент. — В квартирном вопросе есть еще одна сторона, волнующая всех, — это коммунальные платежи, которые оказывают значительное влияние на уровень жизни людей. Учитывая это, я своим решением установил ограничение роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в размере не более 5 долларов а год. Да, это не рыночное, административное решение, но такое ограничение позволило обеспечить опережающие темпы роста зарплаты по сравнению с темпами роста платежей за жилищно-коммунальные услуги. Сегодня в расходах среднестатистической семьи удельный вес платежей за жилищно-коммунальные услуги с учетом отопления составляет около 9 процентов. Согласитесь, это немного. В то же время необходимо повысить эффективность расходования выделяемых жилищно-коммунальным службам средств”.


О других вопросах, обсуждавшихся на Всебелорусском народном собрании, — в последующих номерах “НГ”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter