Подробности питерских переговоров Лукашенко и Путина

Мы на правильном пути

Поставки удобрений на мировой рынок, строительство белорусского порта, ответ Союзного государства на «тренировочные» полеты США и НАТО, Форум регионов в Гродно и статус Беларуси в ШОС. О чем договорились белорусский и российский лидеры в Санкт-Петербурге

В субботу, в день 30‑летия дипломатических отношений между Беларусью и Россией, Александр ­Лукашенко и Владимир Путин встретились в Санкт-Петербурге. Как и анонсировал Глава нашего государства, это был весьма серьезный, откровенный и содержательный разговор. Обсудили самые острые вопросы повестки дня. Александр ­Лукашенко сделал важный акцент:
— Мы предложили 15 крупных проектов. Российская сторона одобрила их... Если все пойдет так, как мы запланировали, в ближайшее время мы начнем выпускать импортозамещающую продукцию.

Высокий уровень кооперации

Питерские переговоры Александра ­Лукашенко и Владимира Путина стали логичным продолжением неформального общения в Подмосковье в конце недели. Политическая напряженность в мире, усиливающийся санкционный прессинг Запада, нарастающая активность НАТО у западных границ Союзного государства вынуждают Минск и Москву действовать симметрично и прежде всего ускоряться на интеграционном треке. Приветствуя белорусского лидера, Владимир Путин отметил:

— День не рядовой, поэтому мы с вами договаривались увидеться. И объем нашего взаимодействия такой, что требует постоянной сверки часов, что мы и делаем.

Было отмечено, что белорусско-российский товарооборот за прошлый год увеличился более чем на треть и превысил 38 миллиардов долларов. В 2022‑м рост продолжается.

— Так что мы на правильном пути, судя по всему. Россия проинвестировала в экономику 4 миллиарда долларов за предыдущие годы, это наши прямые инвестиции. Есть инвестиции и со стороны белорусских предприятий. У нас хорошие, большие проекты совместные, — сказал российский лидер.

Продолжая тему экономики, Александр ­Лукашенко остановился на вопросах импортозамещения:

— Мы предложили 15 крупных проектов. Российская сторона одобрила их. Вы нас поддержали в плане совместного финансирования этих проектов. 
Если все пойдет так, как мы запланировали, в ближайшее время мы начнем выпускать импортозамещающую продукцию. 
В свою очередь ­Президент России рассказал, что обсуждал с руководством правительства вопросы выделения кредитных ресурсов, о которых была достигнута договоренность ранее. Речь о том, чтобы предоставить финансовые возможности белорусским предприятиям для начала выпуска импортозамещающей продукции.

— И не только импортозамещающей, а для создания своих инженерных проработок, чтобы выйти на более высокий уровень того, что Беларуси и России нужно, — уточнил Владимир Путин.

По его словам, правительство России согласно, что часть этих ресурсов может и должна быть использована белорусскими предприятиями, чтобы иметь возможность производить продукцию и для рынков третьих стран.

— В конечном итоге и Россия будет в этом заинтересована, имея в виду уровень нашей кооперации, — уверен Владимир Путин.

О поставках зерна и удобрений

Российский лидер также проинформировал белорусского коллегу о недавней дискуссии на форуме БРИКС, связанной с перебоями поставок продовольствия и удобрений на мировой рынок. Бездумная политика Запада обернулась ростом цен и дефицитом продуктов питания во многих странах. Между тем Беларусь и Россия занимают значительную долю на мировом рынке удобрений, по некоторым видам она доходит до 25 процентов.

— Это очень значительный объем. Недовложение удобрений, конечно, снижает виды на урожай на следующий год. Все это очень печально, — констатировал Владимир Путин. — Мы с вами договаривались предпринять все действия, которые от нас зависят, чтобы удовлетворять спрос наших потребителей и наших клиентов.

— Но у нас же проблем нет с поставками ни зерна, ни удобрений на рынок. Не надо на нас это вешать, — подчеркнул Александр ­Лукашенко.


— Это правда, — согласился Владимир Путин. — Именно об этом я хотел поговорить. Многие наши партнеры просят об увеличении поставок. Надо просто проговорить детали, связанные с логистикой. В прошлом году Россия поставила 40 с лишним миллионов тонн зерновых на мировые рынки. В этом сельхозгоду, до следующего лета, мы готовы будем поставить, наверное, свыше 50 миллионов тонн. Я знаю, что и Беларусь наращивает производство, под вашим руководством белорусское сельское хозяйство развивается очень уверенно, успешно. Что касается удобрений, то нужно объединить усилия, чтобы помочь нашим традиционным партнерам получить необходимое.

Зеркальный ответ

В центре внимания ­президентов наших стран — совместная оборона и безопасность Союзного государства. Александр ­Лукашенко конкретизировал:
— Нас очень беспокоят вопросы тренировочных полетов самолетов США и НАТО, которые тренируются нести ядерные боеголовки. Если тренируются, то, наверное, что-то думают. Ибо зачем тренироваться? Нас это очень напрягает. Поэтому я прошу вас рассмотреть вопрос зеркального ответа на эти вещи. 
Без перебора. Они тренируются нести ядерные боеголовки. Вы, пожалуйста, помогите нам хотя бы приспособить самолеты наши, которые у нас есть, которые могут нести ядерные заряды. Я не говорю о том, что мы завтра перевезем (или вы перевезете) туда ядерные боеприпасы. Но шутить нам нельзя.

Ракетно-тактический комплекс «Искандер-М».
фото тасс

Белорусский лидер провел исторические параллели:

— Мы помним 1941‑й, когда нас убаюкивали: «Все будет хорошо, все тихо, никто не нападет». А потом оказались не готовы к этому. Поэтому для нас очень серьезная ситуация. Не в первый раз ставлю перед вами этот вопрос. Знаю, что вы рассматривали в Министерстве обороны. Хотелось бы услышать, как будут развиваться здесь события. Я не скрываю, я ставлю вопрос о том, чтобы мы могли быть готовы ко всему, даже к применению самого серьезного оружия для того, чтобы защитить наше Отечество от Бреста до Владивостока. Это наша непосредственная обязанность. 
Комплекс вопросов обороны и безопасности мы серьезно должны обсудить, чтобы люди наши — россияне и белорусы — понимали, что они находятся под серьезной защитой.

Решение принято

­Президент России обратил внимание, что в Европе у американцев хранится 200 ядерных тактических боезапасов (в основном это атомные бомбы), которые находятся в шести европейских странах — членах Североатлантического блока НАТО:

— Для их возможного применения подготовлено 257 самолетов, и не только американских, но и этих упомянутых мною стран.

— А в России ни одной такой базы? — уточнил Александр ­Лукашенко.

— А в России нет, — ответил Владимир Путин. — Я с вами полностью согласен, что позаботиться о безусловном обеспечении нашей безопасности, безопасности Союзного государства, а может быть, и других стран ОДКБ мы просто обязаны.

В связи с этим Глава российского государства внес ряд предложений:

— На вооружении белорусской армии находится достаточно большая группировка самолетов Су-25. Их можно было бы дооборудовать, правда, эта модернизация должна быть проведена на авиационных заводах России (мы с вами договоримся, как это сделать), и соответствующим образом начать подготовку летного состава. Это первое.

И второе. 
Как мы с вами и договаривались, вы ставили вопрос об этом, решение у нас принято: в течение ближайших нескольких месяцев передадим Беларуси ракетно-тактические комплексы «Искандер-М», которые, как известно, могут применять как баллистические, так и крылатые ракеты, причем как в обычном, так и в ядерном исполнении.
Лидеры двух стран договорились, что все детали будут проработаны министрами обороны и начальниками генеральных штабов двух стран.

Александр ­Лукашенко также обратил внимание на конфронтационную политику Польши и Литвы:

— Нас очень напрягает ситуация и та политика, которую проводят наши соседи. Вы в общем-то знаете. Это руководство Польши и руководство Литвы. Политика на конфронтацию. И вам хватает от них. Особенно в Украине в последнее время наемников больше всего, как мы замечаем, из Польши. Я не понимаю, зачем это им надо — конфронтация. Ясно, что за спиной стоят, подталкивают, но политика отвратительная. Поведение агрессивное.

В таком же ключе действует и Литва, заметил Александр ­Лукашенко:
— В последнее время нарастает поток информации по поводу их замысла прекратить транзит из России через Беларусь в Калининград, изолировать Калининград. Слушайте, это сродни объявлению какой-то войны. Недопустимы подобные вещи в современных условиях.

Лишними не будем

Очевидно, что в такой ситуации союзники должны действовать исключительно сообща, в том числе в международных организациях. И чем больше таких площадок, где нас слушают и слышат, тем эффективнее будет противодействие внешним вызовам. Мы вместе с Россией активно взаимодействуем в формате СНГ, ЕАЭС, ОДКБ. Но в регионе есть еще одна мощная структура, которая для нас привлекательна, — Шанхайская организация сотрудничества. Александр ­Лукашенко на встрече заявил о желании Беларуси повысить статус страны в ШОС, где Беларусь сегодня выступает в роли наблюдателя:

— Возможно, посоветуемся, вы поддержите увеличение, расширение нашего статуса. Времени уже прошло немало. Думаю, мы там лишними не будем.

На переговорах обсудили и предстоящий в Гродно очередной Форум регионов Беларуси и России.

— Думаю, что мы, как обычно, примем участие в нем в виде видеоконференции. Обратимся. Этот форум проводят парламентарии — верхние палаты парламентов у нас и в России. Они хорошо организовывают и проведут в Гродно очень хороший форум, — уверен Александр ­Лукашенко.

АКЦЕНТЫ

«Там будет самый мощный порт»

Еще до начала переговоров с Владимиром Путиным Александр ­Лукашенко в первой половине дня 25 июня ознакомился с ходом строительства белорусского порта в Бронке. Эту тему он поднял и на встрече с российским лидером:

— Я побывал в Бронке, там, где мы планируем построить белорусский порт. Спасибо за поддержку. Вы одобрили тот проект строительства. Я посмотрел. Мне очень приятно было увидеть, что такое Кронштадт. Лицом к лицу столкнуться. Дамба, строительство которой закончили при огромном вашем содействии. И другие посмотреть места. Вообще, посмотреть с воды, что такое Питер. Для меня это было очень важно. И полезно с точки зрения строительства портового хозяйства. Нас удовлетворяет то место, которое обозначено и поддержано вами. Место хорошее. 

Строительство белорусского порта в Бронке.
Мы уже потихоньку начинаем там грузить минеральные удобрения. Думаю, что там будет самый мощный порт. 
Даже, может быть, нам его не хватит. Но, как мы договорились, там будет видно, если надо, будет расширяться.

К СВЕДЕНИЮ

Многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» является единственным глубоководным терминалом в Большом порту Санкт-Петербурга: глубина подходного канала и акватории — 14,4 метра. Порт «Бронка» имеет выгодное местоположение благодаря короткому подходному морскому каналу (всего 13 морских миль от приемного буя), близкому расположению железнодорожной станции Бронка и примыканию кольцевой автомобильной дороги. Перегрузочный комплекс находится на юго-западе Санкт-Петербурга, вне черты городской застройки.

konon@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter