Мы можем заработать на неготовности России обрабатывать собственную землю

Беларусь может заработать на неготовности России обрабатывать собственную землю

Руководитель отделения посольства Николай Куцко — о свободных нишах, очередях за белорусским и усиливающейся конкуренции
Руководитель отделения посольства Николай Куцко — о свободных нишах, очередях за белорусским, местных запретах и усиливающейся конкуренции в торговле товарами и услугами 


Николай Куцко

Маркировка «Сделано в Беларуси» для россиян не один год была ключевым фактором при выборе товара. И вдруг ассортимент такой продукции резко сокращается, а в СМИ появляются намеки на не совсем хорошее качество товара. Что это — нечестная конкурентная борьба или последствия экономического кризиса?  Об этом, и не только, в эксклюзивном интервью «СГ» рассказал руководитель отделения посольства Беларуси в России в Смоленске Николай КУЦКО.

— Николай Васильевич, какие белорусские товары сегодня представлены в  приграничном регионе России? Как на нем отразились недавние запреты Россельхознадзора на поставки нашей мясо-молочной продукции на этот рынок?

— Смоленск, Тверь, Калуга, Брянск, да и ряд других регионов России,  в принципе, не рассматривают свой продовольственный рынок без участия белорусских товаров. И в первую очередь — мясо-молочной продукции. Она здесь настолько привлекательна, что наши производители даже не всегда знали, где их продукция продается, поскольку местные предприниматели сами закупались у нас, а потом самостоятельно реализовывали ее. И если у нас определенной частью населения слоган «Купляйце беларускае» иногда воспринимается с некоторым скепсисом, то в России  это бренд, который мощно работает на имидж Беларуси. Касается это и других потребительских товаров — косметики, обуви, мебели. До недавнего кризиса у наших производителей конкурентов здесь не было. Во-первых, был недостаток товаров этой категории, во-вторых, мы предлагали хорошее качество за разумные деньги. А потом пике российского рубля сделало убыточным экспорт для наших производителей. Усугубили положение всем известные запреты… В итоге практически вдвое уменьшили продажу продовольствия в регионе. И если раньше мы просто присутствовали, то сегодня приходится конкурировать. Во-первых, Россия отрегулировала цены для своих производителей: например, местное молоко, что в декабре, что и сейчас, после девальвации, стоит около 50 рублей за литр, а значит, наша продукция должна быть хотя бы процентов на 5—7 дешевле при неизменном качестве. Во-вторых, здесь стали активно развивать свое производство, в том числе сельхозпродукции.  И все это на фоне падения покупательной способности.

— То есть фактически мы с вами говорим о вытеснении белорусского производителя с этого сегмента российского рынка?

— Именно так. В 2012 году пришла новая администрация Смоленской области, она стала отдавать преимущество своим производителям. Наши производители почувствовали политику если не давления, то неподдержки. Например, если раньше белорусские ярмарки были очень популярны на Смоленщине, то сегодня под всяческими предлогами они не поощряются, а иногда и запрещаются. В то же время недавно местные власти начали строить фермерский рынок в Смоленске на 150 торговых мест. Когда стали опрашивать местных производителей, набрали только 22 желающих там присутствовать. Объявили свободный доступ на этот рынок, и мы сейчас работаем над тем, чтобы туда попали белорусские производители. Этот пример снова покажет, что смоленским производителям пока сложно конкурировать с нами. Нужно сотрудничать.

Тем не менее тот, кто хочет торговать в России, находит способ, как это сделать. Во всяком случае в приграничье он всегда найдет дорогу. Например, Мозырский хлебозавод, который находится почти в 500 километрах от Смоленска, уже более трех лет дважды в неделю отправляет  по полторы тонны хлеба, за которым здесь выстраиваются в очередь. Сейчас для себя такой вариант рассматривает Столинский хлебозавод. Так что все эти торговые войны, все эти запреты, конечно, сказываются, усложняют процесс реализации товара, но они не могут исключить присутствия белорусов на этой территории. Здешний потребитель своим кошельком голосует за нас.

— А как местные покупатели реагировали на новости о продовольственных запретах?

— Конечно, пропагандистская машина работала. Практически все государственные СМИ, да и сами руководители Смоленщины, при каждом удобном случае прямо говорили: «Наконец-то лжекачественные белорусские продукты разоблачены». Но простого человека не обманешь. Он недоумевал: как это белорусское вдруг стало некачественным? Как это сразу 23 предприятия стали плохо работать? Как может Смоленск обойтись без витебского молока или без «Здравушки»? Большим спросом здесь пользуется и рогачевское сгущенное молоко. Местные производители в Рудне даже стали делать точно такие же банку и этикетку, чтобы запутать покупателя. Но наши производители тоже молодцы: они теперь на своих этикетках ставят белорусский орнамент. Для покупателя это очень удобный определитель качества на прилавке.

— Что делает отделение посольства для продвижения белорусской продукции на рынки регионов зоны ответственности?

— В 2010 году, когда открывали отделение посольства в Смоленске, по нормам дипломатии казалось противоестественным организовывать дипмиссию в 80 километрах от границы, которой фактически нет. Но тогда мы имели товарооборот с 10 регионами в 2 миллиарда долларов. Сейчас годовой товарооборот составляет уже почти 8,5 миллиарда, экспорт вырос с миллиарда до трех,  до 5 миллиардов вырос импорт. Это очень выгодный для нас импорт, потому что рост произошел в основном за счет покупки углеводородов, которые перерабатывают наши предприятия. Через Смоленск стали осуществлять поставки в Беларусь газа и легких бензинов на переработку — это очень выгодное для страны дело.

В 2013 году Белорусская нефтяная компания, имея офисы в Лондоне, Варшаве, Риге, рассматривала вариант открытия дочернего предприятия в России. Изначально думали о Москве или Санкт-Петербурге. Мне удалось переговорить с ними и предложить Смоленск. Благодаря этому за прошлый год мы продали на российском рынке свыше 760 тысяч тонн нефтепродуктов. Более того, сегодня здесь уже открывается розница и мелкий опт по продаже такого рода товаров, а в марте открыли первые две заправки с логотипом «БелОйл». До конца этого года, думаю, их будет уже десять.

Каждый год проводим порядка 15 больших пулов с участием производителей белорусской продукции и их потребителей из России, систематически организовываем контактно-кооперационные биржи. Это конкретные  встречи, презентации своей продукции и дальнейшие предложения о сотрудничестве.

— Россия приняла программу по интенсивному развитию собственного сельского хозяйства. Как вы считаете, станет ли после этого белорусская продукция менее востребованной на этом рынке?

— Россияне стали активно стимулировать развитие своего машиностроения, продажу этой продукции своим же потребителям. Оказывают поддержку производству отдельных видов продовольствия, например, плодоовощной продукции. Взялись и за молочное производство, и мясо говядины, в реализацию этих проектов вкладывают огромные деньги. Например, Курская область подписала инвестиционное соглашение с компанией Мираторг на 110 миллиардов российских рублей. Это по сегодняшнему курсу около 2 миллиардов долларов. Проект подразумевает строительство ферм по выращиванию КРС. Похожие проекты реализуются в Брянской области, Калужская закончит в этом году реализацию программы по строительству 100 роботизированных молочных ферм. Конечно, с такими темпами их развития нам, белорусам, станет сложнее реализовать продукцию в России. Но здесь есть два пути. Во-первых, представлять на рынке качественную продукцию и не уступать своих позиций. Во-вторых, находить новую форму присутствия на рынке.

К слову, у россиян существует мнение, что белорусы сегодня умеют производить, но не умеют продавать. Нам об этом говорят прямо. Это особенно касается машиностроения. Все мировые производители техники — «Джон Дир», «Клаас» — идут через создание торгово-логистических и торгово-сервисных центров, в которых можно пройти обучение, быстро получить нужную запчасть и полное сервисное обслуживание. Тот же «Джон Дир» в Брянской области вложил 500 миллионов долларов в строительство своего сервисного центра. Это происходит и в других областях. Мы же пока в основном продаем через дилеров. Но сегодня дилеру выгодно торговать белорусским, завтра, с изменением конъюнктуры или величины маржи, он торгует другими машинами. То же самое и с продовольствием: если наши производители научатся вот так по-современному подходить к торговле, создавая свои торговые дома и розничную сеть, они гарантированно останутся на этом рынке. Здесь примером могут быть предприятия Беллегпрома,  «Белвест», «Марко», «Витебские ковры» и другие.

— Николай Васильевич, а есть ли в этом регионе какие-то свободные ниши для белорусских производителей, в которых они еще не представлены, но могли бы хорошо себя зарекомендовать?

— Да, и это наша наука, особенно сельскохозяйственная. Например, Брянская область производит свыше миллиона тонн картофеля в год, больше, чем в советское время. Для этого они привлекли хорошие технологии, современную дорогую технику, качественный посадочный материал, но они не могут все время покупать голландские сорта картофеля — это очень дорого. Чтобы удешевить продукцию, начали изучать опыт наших селекционеров. Сегодня около 30 процентов посадок здесь занимает белорусский картофель. Недавно губернатор высказал заинтересованность и готовность закупить наши гибриды семян кукурузы. Присматриваются они и к нашему тритикале, который сами еще практически не используют в кормах, но видят эффект и хотят перенять опыт. Словом, в России следят за нашим развитием и достижениями. На этом можно сыграть и заработать. В связи с развитием животноводства огромная потребность у россиян в маточном поголовье коров.

Кризис повлиял на покупательную способность не только обычного потребителя, но и российского сельхозпроизводителя. Продать им технику в прежних объемах уже сложно. Но можно предложить новую форму сотрудничества — по аутсорсингу. Например, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов сказал, что им сложно сегодня купить технику для крестьян в том объеме, в котором надо для обработки земли. Но они хотят задействовать все земли (к слову, в некоторых регионах России от 10 до 50 процентов неиспользованных сельхозугодий). Поэтому предлагают белорусом обрабатывать их земли. То есть мы можем прийти к ним со своей техникой, со своими кадрами и заработать на их неготовности обрабатывать собственную землю. Для нас это реклама техники и гарантированная оплата. То же самое с лесозаготовительной техникой производства МТЗ и «Амкодор», которая сегодня очень востребована во многих регионах России. Вместе с такими МТС в дальнейшем можно сделать и сервисные центры, и даже наладить сборку белорусской техники в России.

Есть еще один хороший ход по внедрению нашей техники на российский рынок — через университеты. Например, мы активно сотрудничаем с Елецким государственным университетом в Липецкой области, куда поставили технику МТЗ. На ней проходят обучение студенты агроинженерного факультета. Став специалистами, они уже будут хорошо понимать наши машины и отдавать им предпочтение в своей работе. Но таких примеров мало. Немцы и другие производители техники и оборудования уже идут этим путем.

— В последнее время наши производители диверсифицируют рынки сбыта. При этом многие из них утверждают, что российский — остается в приоритете. Что вы думаете по этому поводу?

— Беларусь присутствует, наверное, уже в 90 процентах стран мира со своими товарами. Гомель хлеб отправляет даже в Америку, а брестская селедка продается на Манхэттене. Но чем шире будет становиться география поставок, тем больше гарантий стабильности в продажах будет у нас. Если концентрироваться на одном рынке, то нужно быть готовым, что однажды там начнутся проблемы и придется срочно переориентироваться. Но традиционные рынки тоже нужно беречь. Если мы вдруг сегодня уйдем с российского рынка, когда в этой стране активно развивается сельхозпроизводство, то потом вернуться на него будет крайне сложно.

— Николай Васильевич, спасибо за интервью.


mizkevich@sb.by


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: МИЦКЕВИЧ Яна
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости