Вадим Девятовский рассчитывает провести в Минске чемпионат Европы по легкой атлетике

Мы можем проводить турниры высокого уровня

В такую возможность вообще мало кто верил. Даже в игровых видах спорта, которым во всем мире грех жаловаться на внимание болельщиков и спонсоров, куда чаще предпочитали искать объяснения и причины невозможности сделать белорусский спорт популярным и медийным. Не любят, не интересуются — и точка. Поэтому на первых порах к озвученным Вадимом Девятовским планам и целям отнеслись большей частью скептически. Однако за полтора года у руля федерации легкой атлетики, о которой еще недавно вспоминали в наших краях лишь в канун Олимпиад или чемпионатов мира, олимпийскому призеру в метании молота удалось сделать больше, чем иным коллегам за весь срок пребывания в кресле. Двужильности Вадима и сегодня продолжают удивляться. Поправ все прижившиеся в белорусском спорте каноны руководства, Девятовский успевает придумывать и реализовывать новые акции и проекты, выступать по телевидению и радио, принимать делегации, быть депутатом Палаты представителей. А заодно лично снимать и выкладывать в сеть видеоролики, героями которых становятся перспективные молодые спортсмены. Только за минувшую зиму атлетическая молодежь переписала добрую дюжину личных и национальных рекордов.


— Как человек может жить в подобном графике? Зависит от его окружения. Мы постоянно ищем людей, которые могут оказаться полезны. Многие, кстати, не выдерживают и уходят. Но за год мы смогли сдвинуть с мертвой точки вопросы, которые раньше казались неподъемными. Уже сейчас недавние скептики признают: белорусская атлетика заметно прибавила. Чемпионат страны прошел на высочайшем уровне, у нас появилась своя награда «Атлетика», изменились отношения и в национальной команде. Зимний чемпионат Беларуси, кстати, максимально приблизился к той модели, которую мы считаем образцом для проведения соревнований. Как и недавно завершившаяся в Минске матчевая встреча шести стран. Франция, Турция, Украина, Прибалтика... В таком формате и на таком уровне подобные соревнования в Беларуси вообще проходили впервые, и все уехали домой в восторге.

— Включая белорусов, которые вдруг начали на равных конкурировать с ровесниками из Франции и Турции...

— Это не «вдруг». У наших спортсменов и раньше был огромный потенциал. Но проблема была в самооценке. Все варились в собственной каше. Я сам так рос. И знаю, как важно для спортсмена, и особенно молодого, понимать: то, что он делает, кому–то надо, что его оценят. Я не хочу, чтобы нынешнее поколение молодых спортсменов чувствовало себя ненужным и думало, где взять мотивацию.


— Для мотивации хорошим подспорьем стали медали Марины Арзамасовой и Алины Талай на чемпионате мира...

— Сегодня удивляются: у нас, оказывается, есть смена! Но почему этой смене мы начали уделять должное внимание лишь в прошлом году? И мне совершенно не тяжело снимать на видео выступления наших атлетов во время юношеских соревнований и показывать всем, какие ребята и девушки у нас есть. Вы не представляете, как подобное внимание (или вручение наград «Атлетика» молодым спортсменам) меняет отношение этих спортсменов и тренеров к своей работе. К слову, мы всерьез рассматриваем вопрос о приглашении в Беларусь опытного иностранного тренера, который, допустим, в роли консультанта национальной команды помогал бы нашим спортсменам делать тот последний рывок, которого им обычно не хватает для выхода на мировой уровень.

— В связи с этим еще больше интригует заявка, которую Беларусь подала на проведение в 2019 году зимнего чемпионата Европы. Звучит амбициозно...

— Прошедшие в новом формате внутренние старты показали, что мы можем проводить соревнования топ–уровня. И я, конечно, понимаю, насколько серьезны претензии на проведение чемпионата, допустим, у Глазго. Конкуренция очень серьезная. Но как бы ни сложились итоги голосования, мы прошли этот путь, получили колоссальный опыт. Минск ведь раньше вообще никогда не подавал заявку на проведение легкоатлетических соревнований. И поэтому если вдруг в этот раз решение будет принято не в нашу пользу, мы будем настойчиво подавать ее вновь и вновь. Понятно, что гораздо проще и дешевле подготовить команду и поехать выступить где–то в другой стране. Но мы хотим, чтобы здесь, в Беларуси, люди увидели звезд мировой величины. Поэтому мы подали заявку не только на зимний чемпионат Европы, но и на чемпионаты Европы по многоборьям и кроссу. Причем кроссмены, если наша заявка победит, выступят в Гродно.

Недавно Вадим Девятовский принимал в Минске комиссию Европейской федерации легкой атлетики, которая оценивала шансы Минска на получение топтурниров.
Фото Павла ЧУЙКО.

— Сталкивался с мнениями, что в непростые для экономики времена реализация масштабных проектов вроде зимнего чемпионата Европы (тем более требующего значительной перестройки «Минск–Арены») — идея неоправданная и неэффективная...

— Конечно, это не дешевое мероприятие. Но прежде чем давать оценку, нужно хорошенько оценить ситуацию. Сегодня все страны сражаются за право принять у себя Олимпийские игры. В подготовку и строительство олимпийских объектов вкладываются миллиарды долларов, при этом нередко построенные спорткомплексы оказываются невостребованными. Но затраты оправдывают ростом авторитета страны, популярностью спорта и многими другими сопутствующими факторами. Чемпионат Европы, конечно, не Олимпиада. Но легкую атлетику смотрят миллионы телезрителей по всему миру. Даже в программе Олимпиад максимальная телеаудитория приходится на плавание и королеву спорта. И нынешняя конкуренция за проведение легкоатлетических соревнований объясняется просто — это возможность получить сопоставимую с Олимпиадой отдачу, затратив в разы меньшую сумму. Так что не стоит оценивать эффективность чемпионатов лишь количеством проданных билетов. Хотя мы собираемся провести такую маркетинговую кампанию, чтобы билеты покупали.

— А как насчет летнего чемпионата Европы?

— Бороться за такое право мы точно будем. Набор требований к кандидатам там вполне обычный. По опыту других стран, зимний чемпионат Европы обходится, например, в сумму порядка 4 миллионов евро. Летний — чуть дороже. Это консолидированный бюджет, часть которого покрывает европейская федерация. Но это все планы на перспективу. Пока же я искренне рассчитываю, что в нынешнем году нам удастся справиться с уже запущенными проектами. Например, в сентябре в Беловежской пуще должна открыться Академия легкой атлетики, которая станет логическим продолжением проходящей акции «300 талантов для Королевы». Если удастся осуществить все задуманное, а наши спортсмены не подведут на Олимпиаде, то нынешний год действительно можно будет считать важнейшей вехой в истории белорусской атлетики.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 50 (24932). Пятница, 18 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter