Мы купим. Но вы продайте белорусское

Признаюсь, я всегда с улыбкой относилась к рекламному призыву нашей торговли «Купляйце беларускае»

Возможно, кому-то эти бирочки помогают лучше ориентироваться между прилавками, но психологически они все же воспринимаются как элемент непрошеного сервиса. В ответ так и хочется сказать: «А вы продайте белорусское». И речь идет не об отсутствии наших товаров в магазинах…

Лично я «купляць беларускае» рада всегда. Принимая у себя гостей из других стран, каждый раз радуюсь, когда слышу от них о желании купить белорусский трикотаж, шоколад или еще что-нибудь. Что и говорить, о качестве белорусских товаров хорошо знают как минимум в ближнем зарубежье. Правда, сделать удачные покупки удается не всегда…

Недавно отправилась с гостями из Москвы за белорусским трикотажем. Они отлично знают наших производителей. В московских магазинах висят прекрасные коллекции, правда, дорогие. Рассчитывали в белорусских магазинах то же самое купить подешевле. Увы, разочаровались — ни выбора знакомого им товара, ни «смешных», как они ожидали, цен на него.

Такие истории я слышала и от других своих знакомых. А объясняется все просто: производители ходовой продукции отшивают отдельные коллекции на экспорт, которые и видели мои родственники в московских магазинах. Белорусам же предлагают более дешевый сегмент. А потом удивляются, почему мы отдаем предпочтение импорту. Да просто потому, что красивее и выбрать есть из чего.

А на днях захожу в отдел с постельным бельем одного из универмагов, куда пришла за новым пледом. И едва не всплакнула — передо мной стоял стеллаж с аккуратно сложенными новыми одеялами. Точь-в-точь такими же, какими укрывалась в детском саду. А ведь прошло более 20 лет! Неужели наши производители полагают, что на этот морально устаревший товар найдется свой купец? Не особо привлекла меня и посуда — огромное количество фарфора, но не чувствуется на нем рука современного художника. И эти товары, как из прошлого столетия, — в современных универмагах больших городов. А каково же тогда сельчанам?

«Бабушка попросила помочь ей купить обои — повезу в выходные в Минск», — поделилась новостью знакомая. «А что, в райцентре обоев нет?» — удивилась я. «Есть, но там все в цветочек, а такие, говорит моя бабушка, уже никто не клеит». Что получается — если уже и для бабушки не годится, то кто же тогда все это будет покупать? Причем все это — вещи качественные: и материал хорош, и крой, и прочее. Но вид такой, словно достали из старого чулана — ни свежих идей, ни фантазии. А зачем мне, скажем, новые чашки, если они на вид такие же, как в бабушкином шкафу, из которых еще и чай толком никто не пил?

Так, может быть, прежде чем отправлять очередную партию своей продукции на склад, стоит подумать не о дорогостоящей модернизации производства, а для начала — о творчестве. Чтобы, допустим, сделать новые принт на ткани или оригинальный рисунок на чашке, нужен первым делом не навороченный станок, а креатив штатных художников.

Человека, как говорится, встречают по одежке. Но это правило применимо к товарам массового спроса, пожалуй, в куда большей степени. И прежде чем говорить о недостатке продукции отечественного производства в коммерческой сети, не следует ли трезво оценить их внешнюю актуальность? Белорусских товаров в наших магазинах не так уж и мало — более 70 процентов от общего числа. Но есть в их числе наименования, сильно проигрывающие своим импортным конкурентам. И здесь можно привести в пример небольшие наши частные производства (особенно швейные), открывающие вполне успешные фирменные магазины. Их продукцию покупают активно, несмотря на то, что она чуть дороже, чем у других наших производителей. Так что же мешает так же работать крупным предприятиям и не выпускать для складов одеяла и посуду, как 20—40 лет назад?

Яна МИЦКЕВИЧ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter