«Мы к этому только стремимся, а они взятую планку перешагивать не хотят – нерентабельно»

ДИРЕКТОР РУП «Витебский зональный институт сельского хозяйства Национальной академии наук Беларуси» Сергей ЯКОВЧИК в составе группы руководителей и специалистов сельхозпредприятий, главным образом агрономической службы, принял участие в работе учебы-семинара на территории Польши и Германии. Организаторами семинара по традиции выступили Белорусский крестьянский совет и Крестьянский союз земли Бранденбург — Германия. Мы попросили рассказать об увиденном, акцентируя внимание на приемлемом для Беларуси опыте западных фермеров. И его впечатления, уверены, будут очень интересны всем читателям «БН».

ДИРЕКТОР РУП «Витебский зональный институт сельского хозяйства Национальной академии наук Беларуси» Сергей ЯКОВЧИК в составе группы руководителей и специалистов сельхозпредприятий принял участие в работе учебы-семинара на территории Польши и Германии

ДИРЕКТОР РУП «Витебский зональный институт сельского хозяйства Национальной академии наук Беларуси» Сергей ЯКОВЧИК в составе группы руководителей и специалистов сельхозпредприятий, главным образом агрономической службы, принял участие в работе учебы-семинара на территории Польши и Германии. Организаторами семинара по традиции выступили Белорусский крестьянский совет и Крестьянский союз земли Бранденбург — Германия. Мы попросили рассказать об увиденном, акцентируя внимание на приемлемом для Беларуси опыте западных фермеров. И его впечатления, уверены, будут очень интересны всем читателям «БН».

— Сергей Григорьевич, какие страны вам удалось посетить и с какой целью выезжали туда наши соотечественники?

— Это был отнюдь не туристический вояж, а учеба-семинар членов БКС на тему «Европейские стандарты в растениеводстве», проходившая в Германии и Польше. Возглавлял делегацию один из организаторов семинара — Леонид Матусевич, заместитель председателя — секретарь Центрального правления ОО «Белорусский крестьянский совет».

Впечатлений, безусловно, много. Европа не перестает удивлять. Ее аграрии прогрессируют из года в год. Как правило, частная форма собственности заставляет генерировать идеи в поисках дешевых и прибыльных технологий. И многому стоит поучиться у западных фермеров. В ходе поездки доверительному общению с зарубежными коллегами помогли знания польского и немецкого языков. Поверьте, в мой деловой блокнот попало очень много интересного, достойного внедрения у нас на Витебщине, да и, уверен, в республике в целом.

— Давайте кое-что извлечем из него. Возможно, ваши находки возьмут на заметку отечественные коллеги.

— Меня впечатлила выставка сельского хозяйства воеводства Велькопольского. Она схожа с нашей выставкой-ярмаркой «Белагро», хотя масштабы скромнее. Какие чистые, богатые хлеба стеной стоят — не налюбуешься! Нечто подобное мы увидели чуть позже в семеноводческих хозяйствах близ Дольска и «Агрономик» в Германии. Урожайность зерновых на корню — 70—80 центнеров с гектара и далеко не на самых плодородных почвах. Мы к этому только стремимся, а они взятую планку перешагивать не хотят — нерентабельно. Европейские агрономы научились управлять посевами, благодаря опыту и знаниям. В агрономии можно использовать широкий спектр препаратов. Одни работают на урожай в более влажных условиях, другие — в засуху. Можно регулировать глубину посадки и подбирать наиболее приемлемую для данной культуры и конкретной местности технологию возделывания… Успех урожая наполовину зависит от технологии, и лишь на 50 процентов — от «небесной канцелярии», на которую любят кивать наши сельхозпроизводители в случае неудачи. Впрочем, в ведущих хозяйствах Беларуси тоже научились сводить к минимуму долю природного влияния, хотя говорить о том, что взяли Бога за бороду, еще рано. В Витебской области достойная агрономическая служба в СПК «Ольговское» и ОАО «Рудаково» Витебского района, СПК «Лариновка» Оршанского, «Хотилы-Агро» Поставского, «Прудинки» Верхнедвинского районов, хлеборобы которых, кстати, постоянно на высоте, несмотря на довольно сложные условия земледелия. В прошлом году совместными усилиями ученых и практиков в области достигнут рекордный за последние 35 лет валовой сбор зерна — 1 миллион 315 тысяч тонн. И это, я уверен, не предел. Нужно только с умом использовать незадействованные резервы. Думаю, наступит время, и от наших хлеборобов услышу, как от немецких фермеров: добились урожайности зерновых в 80 центнеров и повышать ее не видим смысла — невыгодно. У западных соседей весь упор на нее —экономическую эффективность. Да, в Германии высокая пестицидная нагрузка на почву из-за усиленной химической обработки культур. Химией почва напичкана, но немцы — педанты — они не позволят себе превысить предельную концентрацию нежелательных соединений в почве и продукции. Жестко контролируют количество азота, нитратов, даже если это идет в ущерб урожайности. Детальный анализ качества почвы там делают раз в три года, и на основании этих данных фермер рассчитывает баланс применения удобрений и микроэлементов. Точно и экономно, с индивидуальным подходом к каждому полю. Именно этого от наших хозяйственников требует руководство области, однако откликаются немногие. Мы придем к этому, когда каждый будет считать свою «копейку», а материальные ценности перестанут распределять по принципу уравниловки. Немцы экспортируют много зерна и по довольно низким ценам, что делает продукцию конкурентоспобной. Они охотно расширяют рынок продаж, а вот на свой пускают без особого желания.

И вот еще один нюанс, который не могу не отметить. В Польше мы часто наблюдали великолепные участки зернобобовых культур, как в чистом виде, так и в смесях, к сожалению, не популярных сегодня на Витебщине. А ведь при минимуме затрат мы получали бы идеальные корма, богатые протеином и углеводами — два в одном. Коси и закладывай качественный сенаж или убирай на зерно овес с горохом и получай отличные кормосмеси. Мы это уже, как говорится, проходили в советские времена. По-моему, стоит вернуться к хорошо забытому старому.

— Сергей Григорьевич, видимо, вы обращали внимание на семинаре не только на прогресс в растениеводстве…

— Безусловно, нас интересовали все отрасли сельского хозяйства. Благо, наша делегация состояла из специалистов в самых разных его сферах, и задаваемые ими вопросы равнодушными не оставляли. Скажем, в Дольске мы посетили ряд польских хозяйств, изучая методы содержания и кормления животных. Польские коллеги любезно поделились рецептами кормосмесей для высокоудойных коров в сельхозпредприятиях агрохолдинга «MROZ S. A.». А в Германии был приятно удивлен при посещении Союза по контролю качества молока, кормов и почвы Земли Бранденбург. Аккредитованные лаборатории вроде немецких существуют и у нас, но не три в одном, как на этом частном предприятии, а разрозненно, хотя комплексный анализ молока, кормов и почвы, на которой возделываются корма для животноводческой отрасли, пожалуй, актуальнее.

Запомнилось посещение многоотраслевого предприятия Шмахтенхаген и предприятия по производству и реализации экологической продукции «Бродовин». В Германии прослеживают биографию животного с момента его рождения и до кончины, собирая сведения о его родословной, а также физиологических особенностях и состоянии здоровья. Животному присваивается личный номер, и все данные о нем заносятся в электронную базу. На электронном учете состоит все дойное стадо. Легко прослеживать не только перемещение, но и прогресс или регресс его развития. Мы пытаемся завести подобную электронную картотеку, но системой это еще не стало.

К слову, в Германии ничего не делается просто так — для проформы или красоты. «Картинка» фермерам не нужна — только то, что приносит прибыль. Скажем, неокошенные обочины или территории ферм их не смущают: дорогое удовольствие нанимать косилку, а время самого фермера еще дороже — нет смысла распылять деньги. Они даже лишний литр молока доить не станут, если невыгодно. Один немецкий фермер заявил: «К сожалению, я вынужден доить 8 тысяч литров от коровы. Выше — экономически неэффективно. Будь литр молока не 33 цента, а 40, я бы ограничился шестью с половиной тысячами литров, и экономика была бы здоровее». Дело в том, что высокие удои приводят к быстрому износу животных и их преждевременному выбытию, а породистый скот дорогой. Ценовой фактор подталкивает некоторых фермеров менять место жительства. Скажем, один из наших собеседников перебрался в Германию из Голландии, потому что здесь земля значительно дешевле, а значит, можно купить ее больше и вести хозяйство на широкую ногу. Там люди работают на себя.

Поездка натолкнула на множество сравнений. У кого-то проскочило выражение «мы отстаем от Германии на 20 лет», но ведь ровно столько понадобилось и Восточной Германии, чтобы догнать в развитии животноводства свою западную соседку. Даже теперь, после их объединения, в сельском хозяйстве ощущается разница. Земля Бранденбург сегодня доит 9100 килограммов молока от коровы, хотя еще в 1988 году удои равнялись нашим нынешним — четырем тысячам килограммов. Чудес не бывает, поступательное движение вперед обеспечивает конечный успех. При этом важны высокое качество корма и, безусловно, породистость животных, которыми научились управлять немецкие специалисты. Но все, опять же, сводится к технологическому диктату, не прижившемуся на многих белорусских сельхозпредприятиях.

— Неужели у польских и немецких соседей все так заманчиво гладко — одни «плюсы»?

— Нет, конечно. В целом у наших зарубежных коллег такие же проблемы, как и у нас, в том числе кадровые. Молодежь в сельское хозяйство не идет, нет последователей, нет учеников — и фермеры от этого страдают. Без дотаций (у них 300 евро на гектар) ведение сельского хозяйства нереально, считают тамошние аграрии. Конечно, и ресурсы у них значительно дороже, чем у нас — потому и дотации выше. Стремиться к самоокупаемости нам нужно, но это не главная цель сельхозпредприятий. Их задача — обеспечить продовольственную безопасность страны, накормить народ, безусловно, не любой ценой, а с извлечением прибыли.

И на Западе время от времени появляются нерентабельные хозяйства, их выкупают более сильные. Немцы уверены, что на каждом крупном сельхозпредприятии должен быть замкнутый цикл производства — от поля до прилавка. Там ставку делают на глубину переработки. Это прибыльно. У нас это, к сожалению, приживается редко и с трудом. В Германии очень развито использование ветряков для получения дешевой электроэнергии. Это выгодно и частнику, и государству. Точно так же широко используются солнечная энергия и биогаз.

Интересным было посещение предприятия по переработке щепы и соломы на топливные брикеты, цена которых — 100 евро за тонну. Даже самое скромное оборудование стоимостью 50 миллионов рублей на наши деньги доступно практически любому белорусскому хозяйству, а какой экономический эффект оно могло бы принести! На заработанную таким образом валюту проще купить удобрения, нежели переводить солому в органику. Мне нравится, как в Германии хранят зерно — в мешках во многоярусных ячейках. Очень экономное использование складских площадей, а почему и нам не использовать такой удобный и незамысловатый метод?

Экономическая составляющая — главная для любого сельхозпроизводителя Запада. Там оценивают сельхозпроизводителя по прибыльности его предприятия, чистому доходу, рентабельности, а у нас зачастую по валу, хотя Президент страны давно поставил задачу делать эту оценку по экономическим показателям. Фермеры Евросоюза тоже берут банковские кредиты, но не бездумно и массово, а просчитывая каждый цент, реально оценивая свои возможности, хотя 4—7 процентов годовых — это мечта для любого белорусского хозяйственника.

Я считаю, белорусским аграриям нужно не только повышать свое экономическое образование, но и воспитать культуру землепользования и животноводства. Если нет порядка в хозяйстве — нет его и в душе. Надо стремиться к гармонии, ни шагу не отступая от технологии. За кадры следует бороться всеми средствами. Не будет смены — не будет и будущего у сельского хозяйства. Мне думается, коммерческое жилье пока неприемлемо для села — у сельчан не такие доходы, чтобы позволить себе его снимать. Молодые сельчане хотят хорошо зарабатывать, причем в хороших условиях труда, иметь два выходных и возможность культурно отдыхать. Однако пока начинающие специалисты рассматривают направление в глубинку как приговор. Очень хочется перемен к лучшему. Хотя бы того, что уже достигли соседи. Подобные поездки очень поучительны, и не только в плане богатого опыта, применение которого на пользу отечественному сельскому хозяйству, но и для пробуждения желания хозяйствовать эффективно.

— Благодарю за содержательную беседу.

НА СНИМКАХ: директор РУП «Витебский зональный институт сельского хозяйства Национальной академии наук Беларуси» Сергей ЯКОВЧИК и заместитель председателя Витебского облсельхозпрода Иван ФЕДОРОВ проводят семинар для аграриев Витебщины; белорусская делегация проявляла высокий интерес к методам хозяйствования польских коллег.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

Фото из архива Сергея ЯКОВЧИКА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter