«Мы искали в Беларуси натуру неустроенности, а не нашли...»

НА НЫНЕШНЕМ кинофестивале россиянин Андрей ЗВЯГИНЦЕВ возглавлял жюри основного конкурса. Кинорежиссер, актер, сценарист стал популярным после выхода фильма «Возвращение» (2003). Не менее известны его картины «Изгнание» и «Елена». На счету Звягинцева много наград. Среди них — «Золотые львы» Венецианского кинофестиваля за фильм «Возвращение». А также премия Европейской киноакадемии «Феликс» («Европейское открытие года»). Две премии «Ника» — за «Лучший игровой фильм» («Изгнание») и «Лучшую режиссерскую работу» («Елена»). В числе наград и призы Каннского, Гентского, Московского кинофестивалей…

Режиссером Андрея Звягинцева заставила стать... нужда

НА НЫНЕШНЕМ кинофестивале россиянин Андрей ЗВЯГИНЦЕВ возглавлял жюри основного конкурса. Кинорежиссер, актер, сценарист стал популярным после выхода фильма «Возвращение» (2003). Не менее известны его картины «Изгнание» и «Елена». На счету Звягинцева много наград. Среди них — «Золотые львы» Венецианского кинофестиваля за фильм «Возвращение». А также премия Европейской киноакадемии «Феликс» («Европейское открытие года»). Две премии «Ника» — за «Лучший игровой фильм» («Изгнание») и «Лучшую режиссерскую работу» («Елена»). В числе наград и призы Каннского, Гентского, Московского кинофестивалей…

Во время фестиваля Андрей Звягинцев не только оценивал чужие картины, но и презентовал третье издание своей книги «Мастер-класс. Режиссура». Проходило довольно живое общение известного режиссера со зрителями и прессой.

Книга «Мастер-класс. Режиссура» — это беседы Звягинцева о его творчестве с молодыми режиссерами. «Мы с ними говорили очень подробно о фильмах «Возвращение», «Изгнание», «Елена». Это не авторская книга. Это расшифрованные диалоги. Почти живая речь. У меня есть такая беда: думаю, что я довольно косноязычно излагаю свою мысль. И это косноязычие из диалогов изъял», — признался Андрей Звягинцев.

На вопрос, долго ли режиссер раздумывает над названием фильма, он ответил: «Долго. С «Изгнанием» было так. Когда пришла идея, вдруг стало понятно со всей определенной ясностью, о чем фильм, что можно почувствовать. И сразу возникло это название — «Изгнание». И буквально через несколько секунд: «Нет, нельзя. Уже было «Возвращение», а тут «Изгнание». И на съемку мы уже поехали с рабочим названием «Голос камня». Название картины менялось. Было и «Благовещение». И чего только не было…»

Режиссер рассказал, что следующий его фильм тоже будет примерно такой же односложный. Рабочее название истории — «Левиафан». Это современная драма, провинциальная. В центре внимания — маленький городок и не такой большой круг героев. «Может показаться вначале, что это социальная драма, потому что там показана власть и человек в условиях нашей неустроенности. Но мне хочется надеяться, что мало-помалу эта история приобретает совершенно другой масштаб — масштаб неустроенности человека в мире вообще», — поделился Андрей Звягинцев.

С середины июля на протяжении четырех месяцев переписывался, переделывался сценарий «Левиафана», который был написан два года назад. Он уже должен быть закончен в эти дни и начаться подготовительный период к съемкам. «Мы искали натуру для картины. В том числе и в Беларуси. Ездили по маленьким провинциальным городкам. Это было в августе. Но здесь ничего, к сожалению, не нашли. Или к счастью для вас. Потому что слишком у вас как-то все аккуратно, прибрано, опрятно. А нам нужна была как раз неустроенность. В результате мы нашли натуру на Севере. Больше не могу ничего сказать о будущей картине, чтобы сохранить интригу», — сказал Андрей Звягинцев. Он дополнил, что в фильме будет три главных героя. И еще у него есть три сценария, написанных в соавторстве, которые ждут своего часа.

Андрей Звягинцев уверен, что режиссерами рождаются. Правда, он никогда не мечтал стать режиссером, а хотел стать актером. Мечтал о сцене, о кино. Так случилось, что нужда заставила его стать режиссером: «Москва, 1993 год. Нет ни профессии, потому что я в театр не пошел после окончания ГИТИСа, ни места обитания. Я работал три года… дворником. И меня выперли из квартиры, мне жить было просто негде. В первый вечер я ночевал в какой-то брошенной грузовой машине со спущенными колесами. Просто открыл дверь и залез внутрь авто. Благо было лето. Потом я пристроился в детский сад, жил в коморке. И думал: «Кто я такой? Чего я хочу? Чем хочу заниматься?» Позвонил своему другу, который в это время был успешным клипмейкером, снимал музыкальные клипы и рекламу: «Игорь, спасай! Я, кажется, знаю, как снять рекламу». Он мне помог. Это был мой первый шаг. Однажды я впервые оказался на съемочной площадке, назвав себя режиссером. Но таковым не являлся, я просто предполагал, что, наверное, смогу снять рекламу. Получилось. Снял. И люди, которые сделали заказ, приняли ее, она им понравилась. Меня это удивило: «И хорошо. Слава Богу!» Этому, конечно, предшествовал длинный период: года три я ходил в Музей кино и смотрел фильмы. Очень много. Это и была моя школа…»

Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter